Причины строительства китайской стены. Великая Китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты. Видна ли стена из космоса

КИТАЙСКАЯ СТЕНА

Полное отсутствие связей между кем-либо или чем-либо.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КИТАЙСКАЯ СТЕНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИТАЙСКАЯ СТЕНА
    То же самое, что и …
  • КИТАЙСКАЯ СТЕНА
    см. Великая каменная …
  • КИТАЙСКАЯ СТЕНА
    ? см. Великая каменная …
  • КИТАЙСКАЯ СТЕНА в Словаре русского языка Лопатина:
    Кит`айская стен`а (о Великой Китайской стене) и кит`айская стен`а (о полном отсутствии связей между явлениями, …
  • КИТАЙСКАЯ СТЕНА в Орфографическом словаре:
    кит`айская стен`а (о великой китайской стене) и кит`айская стен`а (о полном отсутствии связей между явлениями, …
  • КИТАЙСКАЯ СТЕНА
    ж. Великая Китайская …
  • СТЕНА в Сленговом словаре Севастополя:
    Стена памяти В.Цоя на Историческом …
  • СТЕНА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы оказались перед стеной, которая загородила Вам путь, предвещает, что Вы не выдержите давления на Вас …
  • КИТАЙСКАЯ в Словаре экономических терминов:
    СТЕНА (сленг.) - условное название мероприятий, проводимых брокерской фирмой для предотвращения излишнего распространения конфиденциальной …
  • КИТАЙСКАЯ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    Каббала. Одной из древнейших и известных китайских книг является "И Цзин", или "Книга Перемен". Считают, что она написана за 2850 …
  • СТЕНА
    здания, основная ограждающая конструкция здания. Наряду с ограждающими функциями С. одновременно в той или иной степени выполняют и несущие функции …
  • СТЕНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Стена) — с. Подольской губ., Ямпольского у., в 28 в. от ст. Вапнярки Юго-Зап. жел. дор., при р. Руссаве (прит. …
  • СТЕНА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, вин. стену, мн. стены, стен, стенам и (устар.) стенам, ж. 1. Вертикальная часть здания, помещения. Наружная, внутренняя с. …
  • КИТАЙСКАЯ
    КИТ́АЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КЧЖД), ж.-д. магистраль в Сев.-Вост. Китае. Под назв. Кит.-Вост.ж. д. (КВЖД) была построена Россией в 1897-1903. …
  • КИТАЙСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (Академия наук КНР), организована в 1949 в Пекине на базе Центр. н.-и. академии в Нанкине и Пекинской …
  • СТЕНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Стена) ? с. Подольской губ., Ямпольского у., в 28 в. от ст. Вапнярки Юго-Зап. жел. дор., при р. Руссаве (прит. …
  • СТЕНА
    стена", сте"ны, стены", сте"н, стене", стена"м, сте"ну, сте"ны, стено"й, стено"ю, стена"ми, стене", …
  • СТЕНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    стена", сте"ны, стены", сте"н, стене", сте"нам, сте"ну, сте"ны, стено"й, стено"ю, сте"нами, стене", …
  • СТЕНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "Растущая" из …
  • СТЕНА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • СТЕНА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • СТЕНА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. забор || в четырех стенах, засесть в четырех стенах, лбом стены не перебьешь, на стену лезть, отскакивать, как от …
  • СТЕНА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • СТЕНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Вертикальная часть строения, служащая для поддержания крыши и перекрытий, для разделения помещения на части. 2) Отвесная боковая поверхность …
  • СТЕНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    стена, -ы, вин. стену, мн. стены, стен, …
  • СТЕНА в Орфографическом словаре:
    стен`а, -`ы, вин. ст`ену, мн. ст`ены, стен, …
  • СТЕНА в Словаре русского языка Ожегова:
    В сражении, кулачном бою: тесный, сомкнутый ряд людей Идти в бой стеною. стена вертикальная часть здания, помещения Наружная, внутренняя с. …
  • СТЕНА в Словаре Даля:
    жен. (тень и стень), стенка, -ночка, стенишка, -нища; рубленая или кладеная ограда. Дощатый забор не стена, а каменная …
  • СТЕНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    стены, вин. стену, мн. стены, стенам, ж. 1. Часть здания, представляющая собою вертикально стоящее сооружение для поддерживания перекрытий и для …
  • СТЕНА в Толковом словаре Ефремовой:
    стена ж. 1) Вертикальная часть строения, служащая для поддержания крыши и перекрытий, для разделения помещения на части. 2) Отвесная боковая …
  • СТЕНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СТЕНА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Вертикальная часть строения, служащая для поддержания крыши и перекрытий, для разделения помещения на части. 2. Отвесная боковая поверхность …
  • ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА в Архитектурном словаре:
    крепостная стена в Северном Китае, грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Первые участки воздвигнуты в 4-3 вв. до н. э. После …
  • КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (после 1945 г. - Китайская Чаньчуньская ж/д, с 1953 г. - Харбинская ж/д) - железнодорожная магистраль в Северо-Восточном Китае, протянувшаяся …
  • КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Китайская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата. Насчитывает около 15 тысяч верующих: …
  • КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии.
  • ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РАВНИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Китайская равнина, Северо-Китайская равнина, одна из крупнейших равнин на В. Азии, в Китае. На В. омывается Жёлтым морем, на С. …
  • ЯПОНСКО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА 1894-1895 Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    была вызвана столкновением притязаний Японии и Китая на Корею. Для Японии Корея представлялась ближайшим и удобнейшим рынком, которым она стремилась …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в Словаре Кольера.
  • КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Словаре Кольера:
    История китайской литературы насчитывает около трех тысячелетий. Широкая сфера распространения, самобытность и влияние на литературы соседних народов ставят ее в …
  • СТЕНА (02) в Словаре Даля:
    пермяц. пелена, ширина, вышина, ноги. Невод стеною или ногами в две сажени. Этот невод стенист, двусажен в стене. В кулачном …
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в Иллюстрированной энциклопедии цветов:
    Алфавитный указатель А Абелия Абутилон, Комнатный клен Авокадо Агава Агапантус, Африканская лилия Агапетес Агератум Аглаоморфа Аглаонема Адениум Адиантум, Венерин волос …
  • МОНГОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. в Литературной энциклопедии:
    Население Монголии — Монгольской народной республики и Внутренней Монголии — этнически не однородно. Монгольскую народную республику населяют в основном халха-монголы, …
  • КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    Китай не представляет собой единого целого ни с точки зрения социально-экономических укладов, ни с точки зрения национального состава населения. В …
  • КИТАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км2. Население 1179 млн. …
  • ЦЗАН КЭ-ЦЗЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Кэ-цзя (р. 1905, Чжучэн, провинция Шаньдун), китайский писатель. В 1934 окончил Шаньдунский университет. Во время Национально-освободительной войны китайского народа против …

Великая Китайская стена является самым грандиозным древнекитайским военно-оборонительным сооружением и одним из настоящих чудес в мировой истории архитектуры. Подобно гигантскому дракону, она тянется с запада на восток через горы и долины, обширные степи и засушливые пустыни. С историей, насчитывающей более 2000 лет, некоторые секции Стены исчезли или превратились в руины. Некоторые участки исчезли сами, другим “помогли” люди. Часть древнего сооружения выдержала испытание временем, став немым свидетелем подъема и падения правивших династий. Стена остается одной из наиболее привлекательных мировых исторических памятников благодаря своему архитектурному величию и историческому значению. Великая Китайская стена является символом китайской цивилизации и одним из величайших чудес, созданных китайским народом. Ежегодно этот непревзойденный памятник архитектуры, настоящее инженерное чудо древности привлекает внимание более 10 миллионов туристов со всего мира.

Великая китайская стена: причины строительства

Три стороны Китая защищены природными преградами - на юге хребтом Гималайских гор, на востоке Тихим океаном, на западе Тибетским нагорьем. Северная граница государства оставалась открытой, чем и пользовались кочевники, совершая набеги на территорию Китая, изымая урожай и скот, а самих крестьян забирали с собой и превращали в рабов. Кочевники были хорошими наездниками, внезапно появлялись и так же внезапно исчезали. Расположенная вдоль территории северных границ, китайская армия состояла из пехотинцев, и поэтому была не в состоянии противостоять молниеносным набегам кочевников. После рассмотрения множества стратегий, китайцы решили, что строительство стены было бы самым логичным решением данной проблемы. Мощные стены со сторожевыми башнями и охраной должны были предотвратить вторжения кочевников на их быстрых лошадях. Это была отчаянная попытка построить защитное сооружение и раз и навсегда надежно защитить северные границы империи.

Китай не был единственным государством, строивший стены для защиты своих границ. Афины, Римская империя, Дания и Корея, все занимались подобным строительством в определенные периоды своей истории. Стена Адриана в Северной Англии, построенная для ограждения римлян от "варваров", имела длину 120 км. Все они строились с оборонительными целями, и Великая китайская стена не стала исключением. Но Великая китайская стена уникальна. Ни одно подобное сооружение в мире не может сравниться масштабами строительства.

В массовом сознании ее считают одним целым, на самом деле она состоит из многочисленных Стен, построенных правителями различных династий на протяжении 1800 лет.

Краткая хронология строительства:

Первую Великую стену построила династия Цинь (221 до н.э -207 до н.э.). Первые участки Стены появились еще в седьмом веке до нашей эры, когда Китай состоял из множества враждующих царств. После объединения Китая в 221 г. до н.э., первый император династии Цинь соединил стены в трех провинциях на севере страны и образовал первую "Вань Ли Чан Чэн" (в переводе "Великая стена десять тысяч ли", ли - китайская единица длины, 2 ли = 1 км). С тех пор, Стену восстанавливали, изменяли, продлевали на протяжении всей китайской истории более 1800 лет. В некоторых районах, построенные двумя различными династиями стены можно увидеть рядом друг с другом.

Вторую Великую стену построила династия Хань (205 до н.э -127 до н.э.). Император Уди начал обширную программу расширения, реконструкции и укрепление первой Великой китайской стены. Длина Стены в период правления Хань превысила 10 000 км и частично проходила вдоль Великого шелкового пути – торгового маршрута, связывающего Восточную Азию со Средиземноморьем. Несмотря на охрану и расширения, кочевники пробивали бреши и продолжали проникать на территорию Китая.

Третья Великая стена построена во времена династии Цзинь (1115-1234). Император династии Цзинь приказал дополнительно рыть канавы вдоль всей территории Стены. Несмотря на построенные внушительные укрепления, монголы свергли Цзинь в 1276 году, и установили в Китае правление династии Юань.

Четвертую Великую стену построила династия Мин (1367-1644), благодаря которой несколько раз удалось отразить атаки кочевников. В 1644 году маньчжуры убедили генерала У Sangui открыть ворота, взяли Пекин и сформировали династию Цин. Большинство Стены, которую туристы посещают сегодня, была построена во времена династии Мин. Проведенное в 2009 году исследование показало, что построенная во времена династии Мин Великая китайская стена протягивается на 8851 километров от берега Тихого океана на западе до пустыни Гоби на востоке. Из них 6259 километров составляет Стена, 359 километров канавы и 2232 км оборонительные природные барьеры, такие как реки или горы, включенные в оборонительную систему. Когда говорят о Великой китайской стене, подразумевают именно сооружение, построенное в период правления династии Мин. Если же сложить длину всех стен, построенных в периоды разных китайских династий, общая протяженность превысит 50 тысяч километров. Несмотря на неспособность предотвратить вторжения, она стала национальным символом Китая.

Техника строительства Великой китайской стены

Каждая династия придерживалась различных методов строительства. Во времена династий Цинь и Хань Стену строили в основном из земли. Сначала изготовляли деревянную опалубку, которую наполняли землей вперемешку с глиной, листьями, сеном и трамбовали эту прослойку толщиной примерно 10 см. На нее накладывали следующие слои, пока не вырастало сооружение высотой 6 метров, местами сумевшее простоять более 2000 лет. Здесь видео (на английском языке), в котором, в частности, показана технологию строительства Стены из земли.

На последнем этапе во время династии Мин (1368-1644), строительство велось при помощи камня и кирпича, что сделало длинные стены более прочными. Более того, в строительстве активно использовали рисовую муку и гашеную известь. Строительный раствор при затвердевании становился крепче, чем сам кирпичи, и настолько плотно скреплял их друг к другу, что во многих местах до сих пор не растут сорняки. Использование рисовой муки стало одной из величайших технических инноваций того времени, позволив строить стены поразительной прочности. Помимо стен строились сторожевые башни, башни-маяки, склады для хранения продовольствия и оружия, крепости, казармы для солдат, она служила важным средством коммуникации.

Стену строили три группы людей: солдаты, простые люди и преступники. Многие умерли во время строительства из-за тяжелых условий труда, их точное число неизвестно, называют цифры, превышающие миллион человек. По существу, Стена стала результатом неимоверной жестокости, сцементированной потом и кровью их строителей, "стеной слез" и "самым длинным кладбищем мира". Миллионы рабочих занимались сооружением оборонительной Стены, которая, в конечном итоге, так и не смогла предотвратить вторжение "иностранных варваров".

Современная история Великой китайской стены

Великая китайская стена уже давно утратила свою оборонительную функцию. Но значит ли это, что любой желающий имеет право разрушать ее и использовать камни для строительства? Так произошло со стеной Адриана, так по-прежнему происходит с Великой китайской стеной. Две тысячи лет войн и революций нанесли огромный урон самому известному символу китайской цивилизации.

Никто и не оспаривает, что это самая известная достопримечательность Китая. Но как для национального символа, Великая китайская стена находится в весьма плачевном состоянии. Стена пережила монгольские орды и песчаные бури, но самые большие разрушение произошли сравнительно недавно. Часть Стены стала объектом бомбардировок во время китайско-японской войны (1937-1945), другие части разобрали на кирпичи местные жители в 1950-х и 1960-х. Для Мао Цзэдуна, Великая китайская стена была не больше чем историческая реликвия, символ феодализма. Великий кормчий призывал массы "заставить прошлое служить настоящему". Крестьян призывали разрушать Стены, использовать утрамбованную, но плодородную землю на своих полях, а камни и кирпич в строительстве дорог и домов.

С началом экономических преобразований в 1980-х, многие чиновники посчитали, что деньги от туризма спасут Стену. Но туризм, как ни странно, также представляет угрозу для памятки древней цивилизации. Во время посещения Бадалина вы пройдете несколько километров, прежде чем найдете кирпич без нацарапанного имени или фразы. За последние десятилетия, росписи на Великой Китайской стене оставили куда больше отпечатков, чем атаки кочевых орд в предыдущие столетия. Предприниматели построили совсем рядом с древним монументом канатные дороги, сувенирные киоски, рестораны быстрого питания, развлекательные объекты, гостиницы, парковки.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа реставрации Великой Китайской стены для приема туристов. Но историки и специалисты по охране памятников старины от таких реконструкций только разводят руками. Бадалин, например, наиболее посещаемая достопримечательность севернее Пекина, настолько примитивно восстановлен, что скорее напоминает аттракцион Динейленда, чем древнее сооружение. Создается впечатление, что Бадалин построили вчера, а не пять столетий назад, он не дышит историей.

В 2002 году Всемирный фонд памятников включил Великую китайскую стену в верхнюю часть списка из 100 древних памятников, находящихся под угрозой исчезновения. Китайские правительственные чиновники замечание учли, и в 2003 году Пекин принял первые законы по защите Великой стены. В настоящее время запрещается удалять кирпичи и камни, высекать на кирпичах имена или фразы, организовывать вечеринки, строить рядом дома. С огромным сожалением приходится констатировать, что около 50 процентов Великой китайской стены полностью исчезла, еще процентов 30 находится в плачевном состоянии, китайское правительство и международные организации борются за сохранение того, что осталось от этого уникального наследия.

Как посетить

Как и подобает столь популярному монументу, существует множество вариантов посещения Стены. Некоторые отдают предпочтение посещать наиболее популярные части, полюбоваться панорамой, позировать для фотографий, походить по стене, воспользоваться наличием большого количества ресторанов и магазинов, возможностями канатной дороги. Другие стремятся изучать удаленные участки, не восстановленные или заброшенные секции Стены, хотя такие походы небезопасны и часто расположены в сельских районах, вдали от популярных туристических маршрутов.

Наиболее популярные участки Великой китайской стены включают Бадалин, Симатай (Sīmǎtái), Цзиньшаньлин (Jīnshānlǐng) и Мутянью (Mutianyu) Бадалин на сегодняшний день является самым посещаемым участком, но каждый из них имеет свои собственные достоинства. Не впечатленные реставрацией, многие туристы ищут не восстановленные части Стены, например, на Хуангхуа (Huánghuā). Китайское правительство периодически изолирует некоторые участки Стены и штрафует посетителей.

Бадалин

В 70 км от Пекина, Бадалин (Badaling) стал первой частью Великой китайской стены, открытой для туристов (1957 год). Бадалин получил наибольшее содействие со стороны государства как главная культурная достопримечательность Китая. В 1988 году он попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В июле 2007 года получила мировое признание еще раз: был включен в число Семи новых чудес света. Бадалин может похвастаться красивым панорамным видом, но недостатком служат огромные толпы посетителей. Посещение летом в выходные дни обязательно напомнит вам о том, что Китай самая большая по численности населения страна в мире.

Протяженность Бадалина составляет почти 5 км, средняя высота стен 8 метров, насчитывает 19 сторожевых башен, ширина в 5 метров позволяла десяти солдатам и пяти всадникам стоять в ряд.

Многие посетители жалуются на излишнюю коммерциализацию Бадалин. Здесь понастроили множество сувенирных магазинов, ресторанов и других приманок для туристов, в частности канатную дорогу, есть неплохой музей Великой китайской стены. Музей хранит фото галерею самых известных в мире личностей, приехавших сюда полюбоваться на этого искусственное чудо. 24 февраля 1972 года Бадалин посетил президент США Ричард Никсон во время своего исторического путешествия в Китай. 17 ноября 2009 года Бадалин посетил другой президент США Барак Обама (на фото).

Добираются сюда автобусным и железнодорожным экспрессом из Пекина, быстро и удобно.

Мутянью

В 80 км от Пекина, Мутянью (Mutianyu) стал вторым участком Великой китайской стены, открытым для посещения туристов после Бадалина (1986 год). Мутянью выглядит более привлекательно, чем Бадалин, с многочисленными сторожевыми башнями и красивой панорамой. Впервые построенный в середине шестого века, в 1569 году Мутянью восстановили и до сегодняшнего дня он очень хорошо сохранился.

Построенный в основном из гранита, Мутянью отличают уникальные характеристики по сравнению с другими секциями Великой Китайской стены:

Насчитывает 22 сторожевые башни на отрезке длиной всего 2,250 метров;

И внешние и внутренние парапеты имеют отверстия, так что выстрелы могли вестись с обеих сторон – особенность, очень редко встречающаяся в других частях Великой китайской стены;

В Мутянью есть 3 сторожевых башни, состоящих с одной большой башни в центре и двух меньших по обе стороны. Все три сторожевые башни соединены друг с другом внутренним проходом – очень редко встречающаяся особенность среди всех участков Стены.

Рядом с Мутянью расположена деревня с одноименным названием, возрожденная во многом благодаря развитию туризма и традиционному стеклянному промыслу. К услугам туристов канатная дорога, трасса спуска на тобогган.

Мутянью на 90 процентов окружен лесом, поэтому лучше всего его посетить в октябре, когда природа разукрашена осенними красками.

Симатай

В 120 км от Пекина, Симатай (Simatai) является один из немногих участков, сохранивший оригинальные черты стены, построенной в период правления династии Мин. Стена длиной 5,4 км насчитывает 35 сторожевых башен. Для тех, кто хочет увидеть Великую китайскую стену в нетронутом современными реконструкциями состоянии, следует обязательно посетить Симатай. Часть Симатая реконструирована, а остальная часть продолжает оставаться в первоначальном состоянии.

Единственной проблемой Симатая служит его пересеченная местность, варьирующаяся от резких подъемов до крутых обрывов, поэтому надо быть физически выносливым человеком для перехода по этому участку Стены. Наградой служит один из лучших панорамных видов Великой китайской стены. Построенная канатная дорога может сэкономить полчаса пешком, а полный переход по этому участку может занять два часа.

Симатай отличают некоторые особенности, в частности “стены-препятствия”, использовавшиеся для защиты от врагов, уже взобравшихся на вершину Великой китайской стены.

Цзиньшаньлин

В 125 км от Пекина, Цзиньшаньлин (Jinshanling) является хорошо сохранившейся частью Великой китайской стены общей протяженностью 10,5 км. Построенный в период династии Цин, Цзиньшаньлин насчитывает 67 башен, самая известная из которых Большая башня Цзиньшань (на фото). Цзиньшаньлин служит отправной точкой 10 км перехода в Симатай. Поход занимает около четырех часов, часть Стены находится в плохом состоянии, но может быть пройдена без особых сложностей. Границей между двумя частями служит подвесной мост, чтобы его перейти необходимо приобрести еще один билет.

Цзиньшаньлин также имеет "препятствие-стены", небольшие вертикальные каменные блоки на вершине Стены, ограждавшие защитников от поднявшихся на верх врагов.

Цзюйюнгуань

Перевал Цзюйюнгуань (Juyongguan) расположен в 50 километрах от Пекина (не доезжая 10 км до Бадалина). Восстановленный династией Мин на руинах Стены 5-го века и повторно отреставрированный в 1985 году, Цзюйюнгуань является ближайшим участком Великой китайской стены от Пекина. Длина составляет 3 км, его можно преодолеть за два часа. Цзюйюнгуань входит в число трех самых известных перевалов Стены и занимал важное стратегическое значение для обороны Пекина.

Хуангхуа

Примерно в 70 км от Пекина находится Хуангхуа (Huanghua), 10 км участок Великой китайской стены, расположенный на склонах, прилегающих к водохранилищу. Это классический и хорошо сохранившийся образец оборонительного сооружения династии Мин, с высоким и широким валом, неповрежденными парапетами и мощными сторожевыми башнями. Стена здесь частично восстановлена, но по большей части она сохранила свою оригинальную структуру. Хуангхуа красивый, но немного опасный для ходьбы участок Стены. Летом природа украшена желтыми цветами, осенью земля устлана желтыми листьями. В отличии от Бадалина, туристы имеют возможность насладится тишиной и красотой оригинальной стены.

Губэйкоу

Губэйкоу (Gubeikou) является одним из оригинальных, не испорченных реставрацией, участков Великой китайской стены. Находясь в полуразрушенном состоянии, Губэйкоу не восстанавливали вообще. Он полностью сохранил свой первоначальный вид, поэтому и привлекает к себе внимание туристов со всего мира, желающих оценить красоту древнего сооружения.

Губэйкоу занимал стратегически важное сположение в 100 километрах от Пекина. Здесь произошло много исторических сражений, не пощадивших большинство его сторожевых башен. Протяженностью более 40 километров, Губэйкоу насчитывает 157 сторожевых башен, 16 стратегических перевалов, три крепости и другие оборонительные сооружения. Многие из них являются известными культурными реликвиями. Наибольший интерес вызывает два участка Губэйкоу: Wohushan на западе и Panlongshan на востоке от реки Чаохе.Участок Panlongshan расположен практически на равнине, поэтому совершать переход по нему намного легче, нежели по холмистому Wohushan.

Чжанькоу

Чжанькоу (Jiankou) расположен в 73 км к северу от Пекина. Этот участок Великой китайской стены построили во время династии Мин в 1368 году. Чжанькоу больше всего славится своей фотогеничностью благодаря крутым горам и красивым пейзажам. Чжанькоу находится в довольно ветхом состоянии. Учитывая тот факт, что основная часть построена на скалах с крутыми обрывами, совершать восхождения довольно непросто для физически неподготовленных туристов. Особенно опасно путешествовать зимой, когда Чжанькоу выглядит особенно красиво под покровом белого снега. Подобно Хуангхуа, Чжанькоу популярный среди туристов, ищущих возможность пройтись по оригинальной, не испорченной никакими реставрациями участках Стены.

Полезная информация

При выборе экскурсии очень важно проверить ее программу. Некоторые туры включают посещение гробниц династии Мин, так что спросите заранее, если не хотите зря терять время. Туры часто включают бесполезные посещения фабрик нефрита, выставок продаж жемчуга и китайских центров медицины. Во время посещения китайских центров медицины, врачи в белых халатах при выходе из автобуса молниеносно сделают диагностику заболеваний, вылечить которых способны только дорогостоящие китайские препараты (которые тут же предложат приобрести). Организаторы тура получают комиссию за каждого, привезенного ими туриста. Поэтому при заказе тура уточните ненужные отклонения в поездке. Как и в большинстве популярных направлений в Китае, старайтесь избегать посещения в выходные дни. Великую стену можно посетить во многих участках по всей длине в несколько тысяч километров, но большинство туристов отдают предпочтение близлежащим от Пекина районам.

Великая китайская стена является одним из величайших свершений в мире инженерного искусства, и одним из самых известных памятников человеческой цивилизации. В 1987 году, этот символ китайской цивилизации включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Четыреста глав государств посетили Стену, в том числе президент Ричард Никсон, заявивший "Великая стена могла быть построена только великим народом". Каждый год около десяти миллионов туристов посещают Стену, что сделало ее одной из самых популярных достопримечательностей нашей планеты. Великая Китайская стена - самое крупное оборонительное сооружение в истории человечества, всеобще признанный символ. Китая. Не зря говорят: "Кто не видел Стену, тот не видел Китая".

Просмотр фотографий:

Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Во времена седой древности земли Китая мало походили на современные. На равнинах росли девственные леса, низины представляли собой болотистую местность, которая ширилась после половодья многочисленных рек. На плоскогорьях необозримо простирались луга и степи. Из деревьев преобладали дубы, кипарисы, сосны. В лесах жили тигры, жёлтые леопарды, буйволы, кабаны, медведи. Стаи волков и шакалов вечно рыскали в окрестностях в поисках добычи. В горах господствовали снежные барсы.

Люди также заселяли эти земли. Это были многочисленные племена, имевшие разных предков и культуру. Нередко между ними возникали войны за лучшие земли, способные дать богатый урожай, а стало быть, и сытую жизнь.

В III тысячелетии до н. э. древние китайцы уже имели высоко организованные государственные образования. Среди них выделилось государство, которым правила династия Ся. Она объединила все народности, жившие в низинах, а затем пришёл черёд племён, населявших степи и лесистые горы. В степях жили племена хунь-юй, в лесах жуны и ди. Войны с этими народами заняли не одну сотню лет. В результате далёкие потомки современных китайцев победили и оттеснили врагов в неприступные горы, далёкие степи и непроходимые джунгли.

В 1764 году до н. э. в Китае произошёл переворот. Династия Ся была свергнута, и к власти пришла династия Шан-Инь . В официальной истории она считается первой династией Древнего Китая . Существование же династии Ся у некоторых историков вызывает определённые сомнения.

Династия Шан-Инь представляла собой рабовладельческое государство с наследственной властью, аристократией, аппаратом чиновников и армией. Её важнейшим достижением было изобретение иероглифов . В результате возникла письменность. Для потомков это имело наиважнейшее значение, так как всю последующую историю Древнего Китая отразили древние манускрипты.

В 1066 году до н. э. власть в стране перешла к династии Чжоу. Этот новый временной период характеризуется образованием множества княжеств, которые подчинялись царствующей династии лишь номинально. Всего насчитывалось 1855 практически самостоятельных князей. Подобная политическая ситуация не могла продолжаться долго, так как прекратились работы по мелиорации рек, а также по укреплению их берегов. Всё это пагубно сказалось на сельском хозяйстве, а стало быть, и на благосостоянии народа.

Постепенно началось укрупнение отдельных княжеств. Это являлось экономической необходимостью, поэтому процесс шёл всё активнее и активнее. С 842 по 827 годы до н. э. продолжалась так называемая эпоха «Всеобщего согласия». Она значительно подорвала мощь правящей династии. В период с 722 по 480 год до н. э, который называется «Весна и Осень», на территории царства осталось всего 134 княжества. А в следующий период «Воюющих царств», продолжавшийся с 403 по 221 год до н. э, образовалось 7 крупных и 3 маленьких княжества.

За счёт этого власть князей значительно усилилась, а правящей династии Чжоу окончательно ослабла. Как следствие, активизировались давние враги Китая жуны. Они совершали регулярные набеги на земли древнего государства и наносили ему огромный вред. Полная победа над ними была одержана лишь объединёнными силами в 214 году до н. э.

Но гораздо опаснее жунов оказались хунны. На границах Древнего Китая они появились в IV веке до н. э. Это были очень сильные и агрессивные кочевые племена. Они совершали регулярные опустошительные набеги, что послужило причиной создания оборонительных линий.

Первые такие укрепления начал создавать в 307 году до н. э. один из великих князей правящей династии Ву Лин. Представляли они собой крепости и оборонительные стены. Примеру великого князя последовал полководец Цинь Кай из княжества Янь. По его приказу также воздвигли длинную оборонительную стену.

Но дальнейший ход событий показал, что подобные отдельные укрепления неэффективны. Хунны легко обходили данные сооружения и проникали на территорию княжеств. Гораздо лучше в борьбе с кочевниками проявляли себя лёгкие конные отряды. Поэтому князья, которые вначале активно занялись возведением стен, полностью отказались от них.

Возведение Великой китайской стены

В 226 году до н. э. на политическую арену вышло княжество Цинь. Это было очень сильное в военном отношении образование. Оно подчинило себе несколько жунских племён, провело военную реформу и объединило разрозненные княжества. Результатом всего этого стало то, что династия Чжоу перестала существовать. Случилось всё это не за один день. Княжеству понадобилось долгих 200 лет (эпоха «Воюющих царств»), прежде чем его князья стали править объединённым Китаем. Официально началом правления династии Цинь считается 221 год до н. э.

Почётный царский титул принял князь Ин Чжэн (259-210 гг. до н. э.) и стал называть себя . Он считается первым императором Китая . Именно при нём была возведена Великая китайская стена. Построили её на удивление быстро - всего за пару-тройку лет. Этому в немалой степени способствовала жестокость новоиспечённого владыки.

Китайский император

Император обладал практически неограниченной властью и огромными средствами. По его приказу на строительство оборонительных сооружений согнали огромное число людей. Древние источники сообщают, что в возведении стены принимал участие каждый пятый житель страны. Дело облегчалось тем, что большинство княжеств имело на своих северных границах заградительные стены. Оставалось их только соединить и продлить.

Работы велись круглыми сутками и не прерывались ни на минуту. Поначалу людей не хватало, но им на помощь бросили военнопленных и осуждённых преступников. Работы были исключительно тяжелыми, и строители гибли тысячами. Трупы хоронили тут же в земляных насыпях, так как стену строили посредством утрамбовки земли.

Для этого делались опалубки, а их противоположные стороны скреплялись. Затем засыпали небольшой слой земли, гравия, мела, песка. Всё это утрамбовывалось, а сверху засыпался следующий слой, также с последующей утрамбовкой. Для связки строительных материалов использовали известь или кровь животных. Процесс очень трудоёмкий, но зато созданные подобным образом сооружения стоят очень долго.

В результате строительства Великая китайская стена протянулась на 4 тысячи километров. В высоту она достигала 10 метров, в ширину 5,5 метров, а через каждые 60-100 метров высились сторожевые башни, выстой не менее 12 метров. Это величайшее в истории человечества сооружение отделило Китай от степей и кочевых племён, но оказалось, что у страны нет столько вооруженных сил, чтобы организовать эффективную оборону на стене.

Да и действительно, если на каждой башне расположить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его быстрее, чем соседи с других башен соберутся и подоспеют на помощь. Если же редко расставить большие и сильные отряды, то образуются длинные промежутки. Через них враг сможет незаметно проникнуть на территорию страны.

Великая стена зимой

Однако возведение длинной стены не оказалось бессмысленным занятием. Даже без вооружённых отрядов она представляла собой серьёзное препятствие для кочевников. Тем нужно было каким-то образом перетаскивать через неё коней, да и перебираться самим. Всё это создавало определённые трудности. Особенно ощущались они у небольших отрядов, не имевших возможностей везти с собой большое количество досок и сооружать громоздкие помосты.

Впоследствии китайские правители стали использовать для охраны стены уголовных преступников, заменяя им срок заключения на военную службу. Но каждый понимает, что такие боевые подразделения очень ненадёжны, а сами воины склонны к дезертирству.

Возле некоторых участков стены селили крестьян и давали им землю. В обмен на это им вменялось в обязанность нести пограничную службу. Но землепашцы очень неохотно выполняли служебные обязанности и были плохими воинами, хотя от дармовой земли не отказывались.

В конце концов, китайские правители доверили службу на стене потомкам жунов и ху. И хотя последние сами были не прочь пограбить, но они оберегали земли империи от хуннов, к которым питали далеко не дружеские чувства.

Дальнейшая судьба Великой китайской стены

Цинь Ши-хуанди умер в 210 году до н. э. У него осталось два сына: Фу Су и Ху Хай. Придворная клика опасалась первого и отдавала предпочтение второму сыну. Тон в этом деле задавал евнух Чжао Гао. Он изготовил фальшивый приказ, якобы подписанный императором перед смертью. Тот повелевал Фу Су покончить жизнь самоубийством. Выполняя волю отца, и верный древним обычаям, сын перерезал себе горло и на престол взошёл слабовольный Ху Хай, приняв титул Эр Ши - второго в роду императора. Реальная же власть сосредоточилась в руках Чжао Гао.

Но возведённая за короткий срок Великая китайская стена подорвала экономику страны. Народ обнищал и был озлоблен. Новая правящая клика не нашла поддержки среди широких масс населения. В результате этого на политическую арену вышел новый лидер Сян Юй и его помощник Лю Бан. Они организовали оппозицию, которая и уничтожила династию Цинь в 206 году до н. э. Затем, как всегда бывает, произошли разногласия между новыми лидерами. В 202 году до н. э. Лю Бан одержал победу и образовал новую династию Хань, а Сян Юй покончил с собой.

Сражение китайских войск

Династия Хань просуществовала до 220 года н. э, то есть практически 400 лет. В этот период времени хунны никуда не делись. Они досаждали своими набегами китайским землепашцам. Поэтому Великая стена укреплялась и удлинялась. В 265 году, после Троецарствия, основывается династия Цзинь. В 351 году начинается эпоха империи Цинь. Её первым императором становится Фу Цзянь I.

В 420 году основывается династия Сун. К этому времени, в результате бесконечных войн и внутренних распрей, Великая китайская стена утрачивает своё стратегическое значение, и ею перестают заниматься. В 470 году власть берёт в свои руки династия Ци, а в 502 году основывается династия Лян. Начинается VI век и период исчезновения хуннов.

С этого времени и вплоть до династии Ляо (907-1125) грандиозное сооружение дряхлело и рассыпалось. Его капитальный ремонт был осуществлён лишь во второй половине XI века. Во времена династии Джин (1115-1224) возвели оборонительные стены большой протяжённости. Но они не являлись продолжением старой стены, а располагались севернее и представляли собой отдельные укреплённые сооружения.

Второе дыхание Великая китайская стена получила во времена династии Мин (1368-1644). Её землям угрожали маньчжурские и монгольские племена. Грандиозные строительные работы начались во второй половине XV века и продолжались с перерывами вплоть до последнего десятилетия XVI века. Новая стена возводилась из каменных блоков и кирпичей. Во многих местах она не совпадала со старой стеной, так как государственная граница и природные условия за прошедшие столетия сильно изменились.

Великая китайская стена на карте

Эта каменная конструкция не была сплошной. Она обрывалась возле естественных природных преград, каковыми являлись горы и реки, а затем продолжалась. Высота и ширина новой стены в целом совпадала со старой. Длина составляла 6259 км со всеми ответвлениями. Общая же длина грандиозного защитного сооружения достигала 8852 км . Это с расчётом природных преград, имевших длину 2232 км и траншей длиной 361 км.

С 1440 по 1460 год была также возведена так называемая Ляодунская стена. Она защитила Ляодунский полуостров от вторжения кочевников, но не имела ничего общего с Великой китайской стеной. Представляла она собой обычную земляную дамбу с глубокими рвами по обеим сторонам.

Великая стена сыграла положительную роль во время вторжения маньчжуров на территорию Китая в начале XVII века. Благодаря ей, захватчики смогли проникнуть в глубь государства лишь в 1644 году. В том же году пала династия Мин, и власть в свои руки взяла маньчжурская династия Цин (1644-1912).

Великая китайская стена в наши дни

За 250 лет правления маньчжуры ничего для стены не сделали. Величайшее рукотворное творение очень быстро пришло в упадок. Многие участки полностью разрушились. Другие были разобраны местными жителями на хозяйственные нужды. Во времена Китайской Республики (1912-1949) до стены вообще никому дела не было. Период правления Мао Цзэдуна (1893-1976) также не отличался заботой о грандиозном сооружении.

Лишь в 1984 году Дэн Сяопин (1904-1997), являвшийся фактическим руководителем государства, подписал программу по реставрации Великой китайской стены. Конечно разговор не шёл о восстановлении тысяч километров, так как это обошлось бы в астрономическую сумму. Капитальному ремонту подверглись лишь отдельные участки, легко доступные для туристов.

В наши дни самый известный участок Великой стены, построенный в 1505 году, находится на горном перевале Бадалин. Наивысшая его точка достигает 1015 метров над уровнем моря. Располагается данный участок северо-западнее Пекина. До столицы Китая всего 80 км.

В этом месте длина Великой китайской стены составляет 7,5 километров. Её высота достигает 7,8 метров, а ширина 5 метров. Реставрирован участок в 1957 году. Сделали это, исходя из чисто коммерческих интересов. В год на Бадалине бывает не менее миллиона туристов.

В хорошем состоянии содержится также участок стены недалеко от города Цзяюйгуань в провинции Ганьсу. Здесь расположен главный проход в западной части Великой стены. Её общая протяжённость составляет 733 метра с высотой 11 метров.

Восточная оконечность Великой стены

Очень интересен для туристов самый восточный участок стены, где она встречается с водами Тихого океана. В данном случае это Бохайское море, связанное с Жёлтым морем через Бохайский пролив. Именно здесь в своё время был построен форт, получивший одноимённое название от перевала Шаньхайгуань. От Пекина данное место находится на расстоянии 300 км. Располагается оно севернее Бохайского залива.

Стены форта достигают в высоту 14 метров, а их ширина доходит до 7 метров. Форт с востока, юга и севера окружает глубокий ров с разводными мостами. Служил этот важный стратегический объект проходом на территорию Китая. Сами жители страны называли его «Первым проходом под небом». Второй проход, соответственно, находился на западной оконечности Великой китайской стены.

Китайская стена протянулась на многие тысячи километров

Самый впечатляющий участок грандиозного рукотворного творения имеет в длину 11 км и расположен на расстоянии 125 км к северо-востоку от Пекина. Носит он название Джиншанлин и имеет 5 проходов, 67 башен и 2 башни с маяками. Его строительство датируется 1570 годом. Примечателен участок тем, что стена в этих местах поднимается по чрезвычайно крутым склонам. Высота стены достигает 5-8 метров, ширина у основания 6 метров, в верхней части 5 метров. Высота над уровнем моря доходит до 980 метров.

Существует ещё несколько участков стены, за которыми смотрят и регулярно ремонтируют. Но на тысячах километрах величайшее сооружение планеты находится в плачевном состоянии. Во многих местах стена разобрана, а на её месте располагаются деревни. Камни используются для восстановления дорог и возведения домов. Отдельные участки стены мешали современному строительству и разрушены.

Вносит свою негативную лепту и природа. Песчаные бури, эрозия уничтожают каменную кладку. На многих участках от стены осталось не более 2-х метров в высоту. Квадратные башни исчезли полностью. В самом плохом состоянии находится западный участок, так как в этих местах сооружение лепилось из глины, а не из кирпича и камня.

Китайская стена постепенно разрушается

Впрочем, Великая китайская стена в наши дни и не нужна во всём своём великолепии. Необходимые функции она выполнила много лет тому назад и сейчас абсолютно бесполезна. Для потомков вполне достаточно оставить несколько десятков километров в хорошем состоянии. Люди должны помнить и знать свою историю. Огромные же массы кирпичей и камней, растянувшихся на тысячи километров, следует использовать для строительных нужд.

Тем самым величайшее сооружение канувших в небытие веков принесёт несомненную пользу жителям Поднебесной. Великая стена последний раз послужит интересам людей и навсегда исчезнет с лица планеты. В этом нет ничего страшного, так как всё в этом мире имеет своё начало и закономерный конец.

Сергей Стародубцев

Великая Китайская стена - величайшее сооружение китайского народа. Символ Китая и предмет гордости всего населения. Задуманная императором Цинь Ши-ХуаньДи, она строилась веками на ее строительство было отправлено по разным источникам от 300 до 500 тыс человек (при общем населении в 20млн.). Империя Цинь так же сделала очень многое для реконструкции стены, чтобы мы могли и сегодня увидеть ее величие. Каменный пояс Китая до сих пор таит в себе множество загадок и тайн, о нем ходят легенды и слухи, завораживающие не только иностранцев, но и самих Китайцев.

Целью возведения этого огромного объекта была защита территории Срединного Государства от нападения кочевников. Было решено изолироваться от варваров и всего внешнего мира. С востока, юга и запада Древний Китай был защищен естественными преградами: пустыни, горы, моря. Но север оставался неприкрытым. Еще одно название стены- «Золотая середина». Она должны была стать символом гармонии как внутри государства, так и в отношениях с другими народами, будучи границей между Китаем и варварами.

Обычно принято считать, что Стена строилась для защиты от набегов северных кочевых племен. Действительно, на Китайское царство с древности совершали набеги степные племена, но для защиты от них еще задолго до Цинь Ши-Хуанди возводились земляные валы. Во время правления этого императора племена к северу от Китая были слабы и раздроблены и в то время серьезных забот уже не представляли. Великая Китайская стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была уберечь подданных Поднебесной империи от слияния с варварами и перехода к полукочевому образу жизни. Стена должна была четко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоеванных царств и одних защитных валов было для этого недостаточно.

Еще одна легенда повествует о том, что у императора Цинь Ши-хуанди была волшебная белая лошадь, которая легко преодолевала горы и долины. Верхом на этой лошади сам император проехал по трассе будущей границы, и там, где лошадь оступалась (а это происходило трижды на протяжении 500метров), -- возводили башню.

На строительстве Стены было занято не менее 3 000 000 человек, то есть чуть ли не каждый второй мужчина. При малейшем проявлении недовольства или неповиновения населения их отправляли на строительство. Процесс строительства стены был не только очень продолжительным, но и затратным. Были задействованы не только солдаты, но и крестьяне, которые должны были обеспечивать их продовольствием. Одна из легенд гласит, что большой огненный дракон сопровождал строительство и прокладывал путь рабочим, указывая, где нужно строить стену. Во время строительства стены погибло множество человек, которых хоронили там же в стене в вертикальном положении. Считалось, что дух человека время от времени возвращается к своему телу и поэтому китайская стена охранялась как живыми, так и мертвыми, что наводило дополнительный ужас. Из каждой семьи отбирались строители для стены. Для родственников это было ужасом, так как все знали, что скорее всего, своего домочадца больше никогда не увидят.

Так известна легенда о женщине по имени Менг Джинг Ню, жене фермера, работающего на возведении Великой стены. Когда она узнала, что ее муж погиб на работе, она пришла к стене и плакала на ней до тех пор, пока та не разрушилась, показав кости ее любимого, и жена смогла похоронить их.

Император династии Суй Ян_ди предпринял работы и по реконструкции Великой стены, которая за тысячелетие пришла в упадок. По мнению историка Л.С. Васильева, едва ли это сооружение могло сыграть серьезную роль в деле защиты от вторжений кочевников - а именно для этого оно было в свое время задумано. Практика показала, что стена вторжениям не мешала, разве несколько осложняла их, заставляя кое_где делать объезды. Но как символ, как дело престижа, как желание показать, что в дальнейшем империя вторжений с севера допускать не намерена, ремонт стены был вполне уместным. В свое время стройка требовала миллионов рабочих рук и огромных средств, не говоря уже о том, что оказывалась могилой для десятков, а то и сотен тысяч людей. Л.С. Васильев. История Востока т.2 гл.9

Важная битва произошла 28 мая 1644 года у форта Шаньхайгуань -- одного из проходов в Великой Китайской Стене. Маньчжурский князь Доргонь вместе с минским генералом У Саньгуем разгромили повстанческую армию Ли Цзычэна, что позволило Доргоню захватить Пекин. Это событие стало повлияло на смену власти и правящей династии в Китае (с Мин на Цин).

Считается, что стена даже и не выполняла никогда своей непосредственной функции. На самом деле - это было достаточно трудно, ведь на ее строительство уходило очень много времени, денежных затрат и физической рабочей силы. Кроме того, пока строились отдельные части страны, кочевники учились их обходить и выдумывали различные хитрости так, что стена не являлась большой преградой для кочевников. Иначе - если бы стена была важным военным укреплением - почему же тогда кочевники, варвары, иноземные завоеватели - все таки смогли завоевать империю? Основать новую империю Юань или Цин.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что, с одной стороны, будучи величайшим сооружением Китая, Стена является предметом гордости, национальным богатством, туристическим объектом, приносящим доход, о ней складываются истории и легенды, некоторые китайцы до сих пор поклоняются своим предкам, которые строили стену или защищали ее. С другой стороны, Китай так же славится и другими архитектурными памятниками и находками старины - чего стоит одна Терракотовая армия; Великая Стена принесла так же и много горя в страну как во время ее строительства так и во время ее обороны, несения службы на ней. Численность погибших невозможно сосчитать.

Великая Стена должна была стать, с одной стороны, материальной преградой для кочевников, совершавших нападения, а с другой - символом того, что Китай не желает общаться с другими народами. Долгие века Китай старался отгородиться от внешнего мира не только физически, но и духовно. Но как показывает история, Китаю это не удалось. Сначала Китай захватывали кочевники, а затем и Европа решила постучаться в стены Срединного государства. И проникла туда, нанеся огромный урон стране.

Я считаю, что нельзя судить о том, какую роль сыграла Великая Китайская стена - положительную или отрицательную. Мы не можем знать, что было бы, если бы стена не была задумана и построена. Что случилось бы с Китаем без этой оборонительной линии - может быть, цивилизация потеряла бы свою богатую культуру или, наоборот, смогла бы наладить дипломатические отношения с внешним миром и укрепить свои позиции? Об этом можно только догадываться.



Статьи по теме: