Что значит перекрестная. Понятие о рифме. Виды рифм. Способы рифмовки. Звуковые повторы и их виды(алитерация, ассонанс). Размышления на морском берегу

Односложные рифмы (или мужские) рифмы из слов, в которых ударный слог - последний.
Двухсложные рифмы (или женские) рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца.
Трёхсложные рифмы (или дактиллические) - рифмы из слов с ударением на третьем слоге от конца.
Четырёхсложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Пятисложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на пятом слоге от конца.
Шестисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Семисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на седьмом слоге от конца.
Восьмисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на восьмом слоге от конца.
Девятисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на девятом слоге от конца.

Другие типы рифм:

Гласные рифмы - односложные (мужские) рифмы с ударением на последнем звуке, где последнему ударному гласному предшествует гласный звук, звук «й» или мягкий знак.
Согласные рифмы - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме.
Женские рифмы - рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца. То же, что и Двухсложные рифмы.
Кольцевые рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Опоясывающие рифмы.
Опоясанные, Опоясывающие, Охватные рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Кольцевые рифмы.
Закрытые рифмы - рифмы, заканчивающаяся на согласный звук.
Открытые рифмы - рифмы из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Мужские рифмы - рифмы из слов, в которых ударный слог - последний. То же, что и Односложные рифмы.
Перекрёстные рифмы - рифмовка по принципу ABAB.
Смешанные рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах.
Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
Составные рифмы - рифмы с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными.
Стыковые рифмы - разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.
Супергипердактилические рифмы - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.
Тавтологические рифмы - эпифора; слово рифмуется само с собой.
Твёрдо-мягкие рифмы - рифмы, внутри которых мягкая согласная противостоит твёрдой.
Точные рифмы - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Тройные рифмы - рифмы из трёх созвучных слов в сложных строфах.
Усечённые рифмы - базовые равносложные рифмы, в которых пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.
Устоявшиеся рифмы - часто употребляемые связки не совсем сходных по звучанию слов.
Холостые рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются. Т.о., под условным понятием «холостой рифмы» следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
Четвертные рифмы - рифмы из четырёх созвучных слов в строфе.

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Виды рифм

В стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной.

Виды рифмовки

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

«Только рвани нынче нет (а) -

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

Что исчезла вольница (б)».

(С. А. Есенин).

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб":

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Как гений чистой красоты (б)»

(А. С. Пушкин).

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

Мы говорим со временем на «Вы» (а).

(И. А. Бродский).

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

Какой-то рокот мер и мучил» (в).

(Б. Л. Пастернак).

Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный.

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

«Послушайте (а)!

Ведь, если звезды зажигают (б) -

значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

(В. В. Маяковский).

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

Сочинять стихи в юности пытаются многие. Некоторые даже продолжают «страдать» этим и в зрелом возрасте, воображая себя современным Пушкиным - талантливым и непревзойдённым поэтом. Но, к сожалению, не всегда то, что выходит из-под пера самородков, можно назвать настоящей поэзией. Даже если не брать во внимание содержание виршей, яркость поэтических образов, то зачастую техническая сторона произведения оставляет желать лучшего.

Техника стихосложения

Важными условиями техники стихосложения являются размер (ритм) и рифма. Несмотря на то что сегодня появилась масса субкультур, где при стихосложении игнорируют размеренность и ритмичность строк, полностью отказаться от рифм даже им не удаётся. Примером тому сегодня служит модное молодёжное движение, называемое рэпом: юность ищет свои пути выражения внутреннего мира. И тем, кто развивает новые течения в поэтическом искусстве, и тем, кто является поклонником классического направления в поэзии, сегодня так важно знать, какие рифмы бывают в русском языке.

Перекрестная рифма

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют "рифма перекрестная". Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

Размышления на морском берегу

То не я - это чайки рыдали,

И прощались с ушедшим летом,

Не меня звали светлые дали…

Море им шептало ответы

Как же выжить-то, неприкаянной?

Как не видеть во всём лжи и фальши?

Разобраться в душе, заваленной

Хламом боли, обид и сомнений?

Как ошибок суметь избежать

И из тысячи сотен решений

Верный, точный ответ отыскать?»

Но, устав от рыданий, умолкли

Чайки. Море в сон погрузилось.

И ответы, как в сене иголки,

Не найти, коль не Божья милость.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара - женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх- или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу - явление довольно редкое.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: разбор на примере

В ранее представленном примере как раз прослеживается мужская, женская и дактилическая перекрестная рифма как вариант способа стихосложения. Например, в первом и последнем катренах наблюдается использование исключительно женских рифм, а во второй строфе первую и третью строку соединяет женская рифма, а вторую и третью - дактилическая. Третий катрен является образцом использования сочетания женская-мужская рифма. На самом деле здесь перекрестная рифма выражается схемой АбАб, где представляет собой женскую рифму, а строчная - мужскую.

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая - с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому - кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость - оставалось), а также во второй и третьей (руки - скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда - в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у в «Письме II к стихам своим».

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он - горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

О маме

Не забыла, отчего я дома,

Не забыла запаха родного.

Мама, я тебе купила розы!

Мамочка, прости, что уже поздно…

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

И глаза, когда-то ярко-синие,

Смотрят с фото - блёкло-голубые…

Волосы, роскошные, красивые,

Поредели, сделались седые…

Ты ждала меня здесь, у порога -

Только припозднилась я немного…

При разборе первого катрена становится ясно, что в его написании задействована парная рифма. Правда, ещё следует отметить, что здесь использована ассонансная рифма, в которой созвучны только но не согласные.

Действительно, слова «дома» и «родного» на первый взгляд довольно сложно назвать рифмой. Но в слове «дома» последняя безударная гласная стоит во II слабой позиции, поэтому даёт редуцированный звук «ъ». В слове «родного» тот же звук даёт буква «о» в заударной позиции. Подобным образом можно разобрать слова «розы» и «поздно». Правда, эта рифма усиливается общим согласным «з».

Второй катрен был рассмотрен нами выше: здесь прослеживается опоясывающая или кольцевая рифма. В третьем четверостишии используется перекрестная рифма. И завершает онегинскую строфу, как того требует выбранный стиль, двустишие.

Вот такое это сложное дело - стихи писать. И всё-таки научить подбирать правильно рифмы, выбирать способ стихосложения, соблюдать ритмический рисунок можно даже робота. А вот вкладывать в произведение частичку своей души - это по плечу далеко не каждому.

Основные классификации

По месту ударения

Мужская (с ударением на последнем слоге):

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

(А.С. Пушкин)

Женская (с ударением на предпоследнем слоге):

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

(М.Ю. Лермонтов)

Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге):

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

(М.Ю. Лермонтов)

Гипердактилическая (с ударением на четвертом и далее от конца слоге):

…опять кряхтят они:

любят ямбы редактора лающиеся.

А попробуй

пойди и запихни какое-нибудь слово,

например, «млекопитающееся».

(В. Маяковский)

По расположению в строфе

Смежная (парная, зарифмованы две соседние строки - аа):

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

Ворон! Где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?

(А.С. Пушкин)

Перекрестная (рифма идет через строчку - abab)-.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу.

(С.А. Есенин)

Кольцевая (опоясывающая, две соседние зарифмованные строчки охвачены двумя другими зарифмованными строчка­ми - abba)\

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Тернарная (система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb):

Нет, не жди ты песни страстной,

Эти звуки - бред неясный,

Томный звук струны;

Но, полны тоскливой муки,

Навевают эти звуки Ласковые сны.

По звучанию

Точная (совпадают конечный ударный гласный и все сле­дующие за ним звуки: «тобою - рукою»).

Ассонанс (совпадают гласные при частичном несовпадении согласных «облако - около»), /

Диссонанс (совпадают согласные (полностью или час­тично), но различны ударные гласные «страстный - гроз­ный»),

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА

Рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. При П. р. созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно, например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А.С. Пушкин

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - эластичность, показывающая, как изменится спрос на товар А при изменении цены товара В на один процент. …
  • РИФМОВКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. см. рифмовать. 2. Порядок, система чередования рифм в стихе1. Свободная …
  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕРЕКРЁСТНАЯ МОДУЛ́ЯЦИЯ, взаимная модуляция двух или большего числа колебаний вследствие их взаимодействия в нелинейных устройствах или при распространении в пространстве …
  • РИФМОВКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рифмо"вка, рифмо"вки, рифмо"вки, рифмо"вок, рифмо"вке, рифмо"вкам, рифмо"вку, рифмо"вки, рифмо"вкой, рифмо"вкою, рифмо"вками, рифмо"вке, …
  • РИФМОВКА в словаре Синонимов русского языка:
    зарифмовывание, …
  • РИФМОВКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) разг. То же, что: рифмование (1). 2) а) Система, порядок чередования рифм в стихе. б) Характер …
  • РИФМОВКА в Словаре русского языка Лопатина:
    рифм`овка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рифмовка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Орфографическом словаре:
    рифм`овка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Словаре русского языка Ожегова:
    порядок, система чередования рифм в стихе 1 Свободная р. рифмовка <= …
  • РИФМОВКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    рифмовки, ж. (лит.). Система, порядок чередования рифм в стихе. Перекрестная рифмовка (рифмуются 1-й стих с 3-м, 2-й с 4-м). Охватная …
  • РИФМОВКА в Толковом словаре Ефремовой:
    рифмовка ж. 1) разг. То же, что: рифмование (1). 2) а) Система, порядок чередования рифм в стихе. б) Характер …
  • РИФМОВКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. разг. то же, что рифмование 1. 2. Система, порядок чередования рифм в стихе. отт. Характер …
  • РИФМОВКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по гл. рифмовать 2. Результат такого действия; система, порядок чередования рифм в стихе; рифмование 2.. 3. …
  • СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    С. к антигенам, имеющим общие детерминанты с аллергеном, вызвавшим …
  • РЕАКТИВАЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    включение локусов бактериофага, инактивированного ультрафиолетовым облучением, в потомство необлученного жизнеспособного бактериофага при смешанном заражении бактериальной …
  • ИНФЕКЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (i. cruciata) И. в результате взаимного обмена возбудителями среди лиц (больных или реконвалесцентов), находящихся в тесном …
  • ДИСТОПИЯ ПОЧКИ ГЕТЕРОЛАТЕРАЛЬНАЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (d. renis heterolateralis cruciata) врожденная Д. почки с ее расположением на противоположной стороне, рядом со второй …
  • ДИПЛОПИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (d. cruciata; син. д. разноименная) Д., при которой изображение, относящееся к правому глазу, проецируется слева, а относящееся к левому, - …
  • ГЕМИПЛЕГИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (h. cruciata; син. г. крестообразная) сочетание центральных параличей одной руки и противоположной ноги; наблюдается при одностороннем поражении продолговатого мозга, на …
  • ГЕМИАТРОФИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (hemiatrophia cruciata) гемиатрофия, характеризующаяся уменьшением лица с одной стороны, а туловища и конечностей - с …
  • ГЕМИАНЕСТЕЗИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (hemianaesthesia cruciata) см. Гемианестезия альтернирующая …
  • АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    А. р. на перекрестно-реагирующие (общие) …
  • СМЕЖНАЯ РИФМОВКА
    - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки …
  • ПАРНАЯ РИФМОВКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - См. смежная …
  • ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМОВКА в Словаре литературоведческих терминов:
    (охватная, кольцевая рифмовка) - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая …
  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    взаимная модуляция двух или большего числа колебаний вследствие их взаимодействия в нелинейных устройствах или при распространении в пространстве с нелинейными …
  • ЧАСТУШКА
    жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 …
  • СТРОФА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. strophe, буквально - поворот), в стихосложении - группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы …
  • Кислота оксолиниевая
  • Эритромицин в Справочнике лекарственных средств.
  • Гентамицина сульфат в Справочнике лекарственных средств.
  • Канамицин в Справочнике лекарственных средств:
    КАНАМИЦИН (Kanamycinum). Антибактериальное вещество, продуцируемое лучистым грибом Streptomyces kanamyceticus другими родственными организмами. Относится к антибиотикам группы аминогликозидов. О-3-Амино-3-дезокси- a -D …
  • ШТОКХАУЗЕН в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Stockhausen) Карлхайнц (род. 1928) Современный немецкий композитор, исполнитель-дирижёр и звукорежиссёр, а также теоретик музыки, который своей творческой деятельностью — прямо …
  • УКУСЫ ЖИВОТНЫХ в Медицинском словаре:
  • УКУСЫ ЖИВОТНЫХ в Медицинском большом словаре:
    Частота. Укусы собак отмечают 12:1 000 населения. Укусы кошек -16:10000. Факторы риска - Собаки чаще кусают в послеполуденное время, особенно …
  • ДИПЛОПИЯ РАЗНОИМЕННАЯ в Медицинских терминах:
    (d. heteronyma) см. Диплопия перекрестная …
  • ГЕМИПЛЕГИЯ КРЕСТООБРАЗНАЯ в Медицинских терминах:
    (h. cruciata) см. Гемиплегия перекрестная …
  • ГЕМИАНЕСТЕЗИЯ АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ в Медицинских терминах:
    (hemianaesthesia alternans; син. гемианестезия перекрестная) альтернирующий синдром при поражении моста мозга (варолиева моста) с вовлечением в процесс ядра среднемозгового пути …
  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. syllabe - слог) - стихосложение, основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке (равносложии): длина стих …
  • РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы …
  • ВНУТРЕННЯЯ РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - рифмовка слов, стоящих в середине стиха. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам... Н.А. …
  • ТРУБАДУРЫ в Литературной энциклопедии:
    [от провансальского trobar — «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни»] — средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен …
  • СТРОФА в Литературной энциклопедии:
    организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в …
  • МАЯКОВСКИЙ в Литературной энциклопедии.
  • ВОЛЬНЫЙ СТИХ в Литературной энциклопедии:
    , как и белый стих, представляет собою модификацию силлабо-тонического стиха (см.) , принципиально от него не отличающуюся, …
  • БЫЛИНЫ в Литературной энциклопедии:
    ТЕРМИН — русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «стари?н», «ста?рин» и «старинок». Термин былины …


Статьи по теме: