Как выучить когда кланяться в церкви. Как делать земной поклон по правилам

Подробности Создано: 14.09.2015 11:34

Молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.

А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.

Впрочем, мы отвлеклись.

Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.

Поклоны

Существует три вида поклонов:

1. Простое преклонение головы;

2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.

3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.

В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:

Преклонение головы

Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:

А. На слова священника Мир всем ; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием.. .; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами .

Б. На слова церковных песнопений: припадем , поклонимся .

В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)

Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.

Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе . Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.


Длительное преклонение головы

При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним . При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.

Е . Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.

Ж . Во время чтения Святого Евангелия.

Поясной поклон

Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!

Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:

А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.

Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.

В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .

Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).

Д. После пения Честнейшую Херувим .

Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.

Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе .

З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).

И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).

К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).

Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.

М. В начале пения молитвы Отче наш .

Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

Земные поклоны

Земные поклоны отменяются:

А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;

Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);

Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;

Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:

1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым ;

2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.

Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым .

Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы. После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.

Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.

Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?

Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.

Стояние на коленях

Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:

А. Во время перенесения святыни.

Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;

В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся .

Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.

Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона

А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.

Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.

Б. При начале пения Символа веры ;

Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);

Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)

Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).


Человек - творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон - это тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
  • в дни двунадесятых праздников;
  • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • день причастия до вечернего богослужения.

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление".

Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, « помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

Важно уяснить, что земной поклон - это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.

Попытка разобраться в смысле храмового богослужения для большинства верующих заканчивается усвоением символически-изобразительного толкования службы. К сожалению, именно оно, являясь наименее содержательным, оказалось наиболее популярным и распространенным в православной среде.

Усвоение подобного восприятия богослужения окончательно утверждает многих в мистериальной природе христианской службы. Это приводит фактически к поголовному пассивно-созерцательному отношению и к богослужению и к жизни Церкви вообще.

Можно бесконечно удивляться тому, что люди, знающие наизусть последовательность всенощного бдения и литургии (таких людей немало), зачастую не понимают содержания и смысла происходящего в алтаре. Но им никто и никогда этого не разъяснял!

О каком общем служении, о какой соборности можно говорить, если народ Божий не в состоянии участвовать в происходящем? Если участие лишь поверхностное и формальное? Если главную смысловую и молитвенную часть богослужения верующий не слышит вообще никогда в жизни (!), поскольку главное выражено в так называемых «тайных» молитвах? Может ли быть восприятие службы иное, кроме мистериального?»

Конечно же про себя, иначе в храме бубнение начнётся. Для этого и существует в Церкви предстоятель (епископ или священник), который вслух озвучивает общую молитву. Но пока он «безмолвствует», а народ тем более. Священник выполняет в едином теле функцию языка.

Современные церковные поклоны

По идее такого не может быть, чтобы язык говорил одно, сердце чувствовало другое, а голова вообще не понятно о чём думала. Но как видим в церкви всё возможно . Мне интересно задавать вопрос опытным прихожанам (замечу опытным): когда диакон возглашает «О принесенных и освященных честных дарах Господу помолимся», о чём вы в этот момент молитесь. Ведь все же крестятся, кланяются. Ответы не обнадёживающие.

Нет у нас (почти нет) едимысленной, позволю себе сказать умной литургии. Какое сокровище там сокрыто, но оно вот, на поверхности, а мало кого интересует оно. Всё внимание сконцентрировано на внешней стороне литургии, которая сама по себе ничего практически не говорит о сути Евхаристии.

Если бы священники делились с людьми этим сокровищем, то было бы гораздо всё лучше. но что делать, если священник сам этого сокровища не видит или воспринимает себя как шамана или жреца, ибо только они могут быть посвящены в «таинственные и недоступные» молитвы.По отношении к Литургии у нас пассивно-созерцательное отношение

Хорошо сказал святитель Феофан:
Цитата : Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы — и ходит она по земле. Проводники ея — уста иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои, тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих.

Оттого и души верующих томятся не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая не получая исхода, томит их. Облегчись же, иерей Божий, от этой тяготы, испусти потоки Божеских словес, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она — в святых писаниях; и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи.

Проповедуй, ибо на это ты призван. Конец цитаты. Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия, Издание Московской патриархии, Москва, 1991 год, стр. 139.

Да, в часослове сейчас напечатано именно так. Однако стоит всё же заметить, что данные указания не являются каким-то догматом, а носят сугубо рекомендательный характер. Правила эти в истории Церкви менялись. В частности, они не соответствуют тому уставу о поклонах, который существовал на Руси ещё 300-400 лет назад.

Земной поклон в православии

Земной поклон в православии


Наши великие святые Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, свт.Филипп и другие придерживались других, более древних правил о поклонах. Нынешние правила о поклонах — более позднего происхождения, возникшие в синодальный период, когда Русская церковь в обрядовой стороне подверглась сильному западному влиянию.

В частности, к этому относятся отмена земных поклонов в воскресные и праздничные дни, в Древней Церкви этой отмены не существовало. А часто бытующее у нас в храмах стояние на коленях — это уже чистое заимствование из католичества, в Православии были приняты только поклоны в землю и положение «падше ниц», но не стояние с выпрямленным корпусом.

Поместный собор Русской православной церкви 1971 года снял все прещения с древних обрядов, которые сохранили старообрядцы, в том числе наши братья-единоверцы. Сейчас в Церкви есть очень хорошая тенденция изучения их опыта и возврата к ряду древних форм — например, в иконописи (каноничная икона), в пении (знаменный распев) и др.

Думаю, поэтому интересно и изучение их устава о поклонах, сохраненного со времён Святой Руси, который отражает глубоко благочестивое отношение к богослужению. Думаю, с этим уставом всем будет интересно ознакомиться, вот выдержки из него:

Прежде всего необходимо сказать о том, что все поклоны, поясные и земные, молящиеся совершают совместно, согласно указаниям церковного Устава, а не когда кому вздумается. Поклоны необходимо творить истово и чинно, без излишней суетливости, или нарочитого замедления в движениях.

Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а не для его одежды только, это было ощутимо, а затем поклониться, в пояс или в землю, согласно конкретному моменту службы.

Земные поклоны полагаются на подручник, — нарочито сшитый коврик, для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли столько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике.

Земные поклоны на литургии

Земные поклоны на литургии

Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне. Попутно отметим, что в древней Православной Церкви не было обычая молиться стоя на коленях, нет такого обыкновения и в старообрядчестве. К новообрядцам же этот обычай проник с католического запада .

Хорошим его назвать никак нельзя, ибо Господь Исус Христос перед Своим добровольным страданием за род человеческий, показал нам в Гефсиманском саду образ молитвы: «Падё на лицы своем, моляся» (Евангелие от Матфея, зач. 108.).

Воины же, «ругавшиеся» т.е. насмехавшийся Господу во время Его Страстей, творили поругание «поклоньшеся на колену пред Ним» (Евангелие от Матфея, зач. 112). Ясно видно, какому из евангельских примеров соответствует обычай православный, а какому, — католический.
Теперь приведем полностью Устав о поклонах, согласно святоотеческому церковному преданию.

На молитве Святому Духу «Царю Небесный», когда она читается (или поется) в начале какого-либо последования, не кланяясь, ограждаемся крестным знамением, а в Великий Пост в конце ее, — поклон до земли, с крестным знамением.

На «Трисвятом»: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» (трижды), три поклона. Только когда эта молитва поется в конце Великого Славословия за Всенощным бдением, а также на Литургии перед чтением Апостола, (или когда в иных случаях по Уставу она поется), поклонов не бывает.

На молитве Господней «Отче наш», поклон поясной в конце ее, когда она поется на Литургии и перед обедом; во всех же иных случаях поклона не бывает.

На «Приидйте, поклонимся», три поклона. И кроме этого, когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: «кланяюсь», «поклоняюсь», «кланяемся», «поклоняемся», «поклонимся», «поклоняющеся», «поклоняющихся» и «поклоняющимся», всегда кланяются в пояс. На » Аллилуйя», когда она бывает по «славе» за каким-либо псалмом, так: «Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже», трижды, три поклона в пояс, кроме «Аллилуйи» среди «экса-псалмов» бываемой без поклонов.

На молитвах «Сподоби, Господи в вечер сей без греха сохранитися нам» на Вечерни и «Слава в вышних Богу» (вначале) на Павечернице и на Утрени, — три поясных поклона.

Поклоны в воскресные дни

Поклоны в воскресные дни

Когда священник или диякон произносит сугубую ектению, на одном из прошений оканчивающемся словами «рцем вси», полагаются три поясных поклона (вначале пения «Господи, помилуй», 12 раз; в иных случаях — бывает 40 и 50 раз); когда же служба совершается без священника, вместо сугубой ектений поется сорок раз «Господи, помилуй», а также вместо «прилежных молений» на литий (исхождение в притвор за Всенощным бдением, воскресной и некоторыми иными службами) поется эта же молитва 40, 30, и 50 раз. Во всех этих случаях три поклона сохраняются, также вначале пения «Господи, помилуй».

Перед молитвой отпуста, на Вечерни и Утрени, и на Молебне, начиная с «Честнейшую херувим», а на Литургии и Обеднице, — с «Достойно есть» , «Слава» , «и ныне» , «Господи помилуй» дважды, «Господи благослови», всегда по четыре поклона, на Вечерни, Утрени и Молебне все поясные, а на Литургии и Обеднице первый поклон всегда земной.

На «Честнейшую херувим», когда эта молитва бывает в середине какого-либо исследования (например, при молитве за ужин), всегда поясной поклон.
В начале Полунощницы, на молитве «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе всяческих ради», ограждаются крестным знамением без поклона единожды; а на следующей за этим молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», три поклона в пояс.

После первого и последнего величания празднику, во время праздничной Утрени (совершаемой обычно с вечера), поклон всегда земной.

Особый порядок имеют целования иконы праздника после величания, Евангелия на воскресной Утрени и Честнаго Креста в крестные праздники.

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку - на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам. Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.

Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон - как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.

Земной поклон - как делать?

Сразу надо сказать о том, что поклон - это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного - Господу Богу. Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны. Оказывается, есть великие - земные поклоны, а есть малые - поясные. А есть и простое преклонение головы.

При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание - прощение его по великой милости Господа.

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов - как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Опыт епископа Афанасия Сахарова

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава -исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:


Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

Особые правила поклонов

Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.

Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего - тихо встать на место и вернуться к молитве.

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Литургия - особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть - самую главную - опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.

Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:

  • Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
  • Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
  • Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
  • Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».

Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.

  • Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
  • Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
  • Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
  • Малый поклон при словах «И всех, и вся».
  • Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
  • Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
  • Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
  • Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
  • Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
  • Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.

Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником. С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно. Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.

Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).

Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.

Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.

Отчего это?

На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.

А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.

Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.

Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.

На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.

Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.

Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.

Иерей Андрей Чиженко



Статьи по теме: