Икона "Трилетствующая": о чем молятся, описание, значение. Икона маленькой Богородицы. Икона «Трилетствующая

Божья матерь - одно из известных иконописных изображений в христианстве. Однако в большей степени и большим трепетом и любовью относятся к ней не в православном христианстве, а в католичестве. У католиков изображение Богоматери выходит за пределы иконописи и практически в каждом доме присутствуют также ее небольшие статуэтки.

Особенности изображения Богоматери

Стоит заметить, что изображение Матери Божией, традиционное для православия и католицизма разнятся. И если среди православных икон можно выделить некие общие черты в изображении Пресвятой Девы, то в католицизме наравне с традиционным ликом Девы Марии почитается и довольно малоизвестная икона под названием «Трилетствующая».

Икона Божьей Матери «Трилетствующая»

Икона Богоматери «Трилетствующая» не является традиционной для западных христиан, если бы изображенную на ней Деву Марию не венчал нимб, и не присутствовала надпись, характерная для икон, то, скорее всего, это редкое изображение было бы принято за картину.

Что нужно знать про икону

Следует понимать, что икона «Трилетствующая» относится только лишь к западной церкви и отношение к ней в Русской православной церкви не вполне однозначное. С одной стороны, она не запрещена строго, и православные люди вполне могут иметь такое изображение Пресвятой Девы у себя дома. Однако, приобрести эту икону в любом из православных храмов весьма затруднительно, ведь русское православие не признает данное изображение за иконописное, считая его не более, чем картиной, созданной на основе библейского сюжета.

Внимание! Многие священники не запрещают молиться перед этой иконой, но все же лучшим считают возносить молитвы у икон Богородицы, почитаемых в православии.

Описание иконы

На иконе «Трилетствующая» изображена Дева Мария в возрасте 3 лет. Она облачена в голубую тунику и держит в руках большой цветок белой лилии, как воплощение первозданной чистоты. Голову Марии венчает нимб, что и указывает на тот факт, что перед нами икона.

Известно, что изображенная на иконе Дева Мария не соответствует канонам иконописи по ряду моментов.

  • Во-первых, она изображена с непокрытой головой, в то время как в православии принято изображать Богородицу всегда облаченную в одежды, покрывающие и голову.
  • Во-вторых, при создании иконы не учтена практически ни одна деталь, важная для иконописи. Традиционным осталось лишь голубое одеяние на девочки, что достаточно мало, по мнению православных священников, указывает на ее духовную зрелость и понимание своей миссии.

Значение образа Пречистой Девы

Икона «Трилетствующая» называется так по строчкам из канона, посвященного празднику введения в Храм Пречистой Девы. Слово «трилетствующая» указывает в данном каноне на возраст, в котором Марию впервые привели в Храм.

Икона также указывает на духовность и благочестие Пресвятой Девы, что кроме того указывает на богоизбранность девочки.

Почитание иконы

Как уже говорилось, икона в основном почитаема в католичестве. Так, в семьях воцерковленных родителей существует традиция помещать это изображение Богородицы в изголовье малыша, на детской кроватке, ведь так ребенок будет находиться под покровительством Святой Девы и с ним ничего плохого не случиться.

О чем молиться

К лику Божией матери «Трилетствующая» принято обращаться женщинам тогда, когда необходима помощь в деторождении: будь то зачатие или тяжелые роды. Изначально это иконописное изображение Пречистой Девы связывают именно с продолжением рода.

Матери, имеющие дочек, молятся у этой иконы о благополучии своих девочек, ведь икона также считается покровительницей всех дочерей.

Икона Девы Марии «Трилетствующая»

Так как основное значение иконы, благодаря изображению маленькой девочки, связывают с материнством, то чаще всего обращение к данному образу помогает в стремлении женщины стать матерью. Отсюда следует, что наиболее часто к иконе обращают свои молитвы женщины, особенно те, для кого беременность и вынашивание малыша является большой проблемой.

Совет! Существует мнение о том, что тем женщинам, которые мечтают забеременеть, следует хранить икону «Трилетствующую» в изголовье кровати либо под подушкой.

Но и тем женщинам, которые уже имеют детей, особенно в младенческом и маленьком возрасте, можно обращаться к этому изображению Богоматери с молитвой о заступничестве своего чада, о его здоровье и даровании мудрости.

История написания

Об истории возникновения иконы «Трилетствующая» существуют две версии.

  1. Согласно первой, написана она была по благословению одной из монахинь монастыря, находящегося в Украине. Считается, что эта икона написана на основе небольшой открытки, привезенной из Иерусалима.
  2. Вторая версия опирается на тот факт, что изображенный на иконе сюжет наиболее близок западной иконописной школе, потому и икона считается католической.

Однако какова бы ни была история создания иконы «Трилетствующая», важно одно - скольким людям, молящимся у образа, помогла Дева Мария.

О неканонической иконе Трилетствующая. Протоиерей Владимир Головин


Икона Божией Матери "Трилетствующая" находится в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре на Украине (Ровенская епархия) у игумении монастыря. Её бабушке привезли из Иерусалима такую фотографию, которая долго хранилась в семье. Cтав игуменией, она попросила написать с фотографии икону. Не знаю, как на Украине, а в Росcии формально православной ее никто не объявлял, дня празднования установлено не было. Да и действительно, выглядит как иллюстрация к детской сказочной книжке, вызывающая лишь беззаботное умиление, а не как православная икона, способствующая покаянию, или вообще какому-бы то ни было серъезному молитвенному настрою, поэтому статус пока "сомнительно".

Данное изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм, где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица – это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, - ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке - «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.

Вера - не застывший свод правил, а живое чувство, которое растет, развивается, выражает себя. В том числе - через написание икон. Появляются и новые образы, которые поначалу смущают многих своей необычностью. Например, икона «Трилетствующая», на которой изображена Божия Матерь в детском возрасте.

Она является неканонической (не признается официально церковным руководством), среди верующих ведутся жаркие споры о том, можно ли ее приобретать, использовать во время молитвы. Но интерес к иконе есть, значит она стоит того, чтобы о ней рассказать.


«Неправильная» икона?

Появился данный образ несколько лет назад, и довольно быстро стал популярным. Несмотря на неоднозначное отношение духовенства, люди интересуются иконой, хотят знать ее историю и значение. Название означает возраст юной Девы Марии - в церковном предании говорится, что трехлетняя девочка была отдана в храм на воспитание. Даже есть особый праздник в РПЦ - Введение во Храм.

Хотя официального запрета на домашнее использование нет, но и одобрение высшего церковного духовенства образ вряд ли получит. В отношении святынь можно задать себе такой вопрос - чему они учат, о чем заставляют задуматься?

Если картинка вызывает лишь чувство умиления, вряд ли можно назвать ее полезной для духовного роста. Соответственно, использование ее нежелательно, в некоторых случаях может быть даже вредным. Если же образ помогает сосредоточиться на молитве, отказываться от него нет причин.


Аргументы «за» и «против»

Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов - например, «Спорительница хлебов», « «, « «. Особый случай с образом « » - изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.

Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим - неверно, хотя ничего плохого в этом нет.

  • Лилия в руке юной Богородицы - невинность, девственность. Встречается этот символ и на других православных иконах.
  • Голубой цвет одеяния - также означает девственную чистоту. Также традиционный цвет, который применяется на иконах Богородицы.

Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено - по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».

Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.

В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии - он не распространяется на всю Православную церковь.


Отличия от классической композиции

На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.

  • Родители Пресвятой Девы - Иоаким и Анна, которые привели свою дочь в храм. Вокруг их голов - нимбы.
  • Девы со свечами - сопровождали шествие. Возраст их разный - иногда это подростки, иногда - вполне зрелые девицы.
  • Первосвященник - встречает юную Марию, за руку вводит ее в Святая Святых.
  • Ангел - наставник Богородицы, питающий ее. Сама Она изображается рядом, в более взрослом возрасте. Обе фигуры находятся выше остальной композиции, как бы в небесах.
  • Пречистая изображается в омофоре (с покрытой головой).
  • Часто есть в композиции ступени, в память о предании, по которому девочка преодолела их сама и без труда.

О чем молятся перед святым образом

Без молитвы к Божией Матери православные не проводят ни одного дня. В любом доме, где живут крещеные люди, можно увидеть хотя бы один образок Богородицы. О чем же молятся перед иконой «Трилетствующая»? Особое почитание она вызывает у тех женщин, которые недавно познали радость материнства. Но оно состоит не только из положительного, это прежде всего - многочисленные заботы, беспокойство о здоровье своего чада.

Маленький ребенок не может сказать, что его беспокоит, он не понимает значения слов, самостоятельно о себе позаботиться. Поэтому его особенно хочется оградить от любых неприятностей. Именно рядом с детской кроваткой матери стараются расположить икону юной Богородицы, надеясь, что Она защитит малыша. Такой поступок вполне понятен, хотя и не укладывается в церковные каноны. Икона - это не оберег, она должна располагаться на стене или на полочке с другими святынями.

Размер образа и техника его выполнения могут быть любыми. Сегодня икона «Трилетствующая» доступна на бумаге, дереве, написанная вручную, вышитая нитками или бисером. Можно отнести приобретение в храм для освящения. Но главное, что освящает жизнь семьи - сердечная молитва, доброта друг к другу, терпение. Обо всем этом должна заботиться женщина, тогда и Божий покров будет сопровождать все ее дела.

В чем помогает Трилетствующая икона

Каждый верующий может найти собственное значение в иконе «Трилетствующая», конечно, она может помочь в нелегком деле духовного восхождения к Богу. Царица Небесная, несомненно, уже в таком возрасте обладала духовной мудростью, кротостью и другими положительными качествами. Поэтому ничего греховного в том, чтобы помолиться перед этим образом, нет.

Можно использовать для этого любую молитву Божией Матери, лучше каноническую. Отношение к новым образам может быть терпимым, что касается молитв - тут осторожность не будет лишней. Используя «свежие» непроверенные тексты намного легче впасть в искушение.

В чем должна помогать любая икона? Она должна способствовать духовному росту, то же касается и образа «Трилетствующая». Андрей Рублев тоже писал свои иконы не по канонам, только через десятилетия люди смогли оценить весь масштаб его дарования. Пусть данный образ изначально был лишь открыткой, но если он вызывает святые чувства, побуждение к молитве - его вполне можно иметь в домашнем иконостасе.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

По распоряжению преосвященнейшего епископа Аристарха, в храмах и церковных лавках Кемеровской и Новокузнецкой епархии РПЦ запрещена к использованию и распространению икона Божией Матери «Трилетствующая». Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе епархии со ссылкой на епархиальный Информационно-апологетический центр (ИАпЦ), владыка принял во внимание тот факт, что данное изображение не является православной иконой, поскольку оно отсутствует в иконографии Церкви.

«Это скорее картинка, на которой изображена маленькая пухлая девочка с неестественно большими карими глазами, распущенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящая лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке», — рассказала руководитель ИАпЦ Елена Кулешова. По её словам, написано это изображение было недавно. Иконографическим прототипом для него послужила открытка, привезённая из Иерусалима. Название иконы обозначает возраст изображенной Богородицы, по аналогии с третьей песнью второго канона праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы», где поётся: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная». «Уже из этих слов видно, что даже в трёхлетнем возрасте Пресвятая Богородица — это не просто большеглазая девочка. Канон указывает нам на особенный случай во всей мировой истории, когда трёхлетнее дитя достигает не по возрасту высокого духовного развития, что это дитя несёт в мир исполнения многотысячных обетований — непорочного зачатия, приснодевства, рождения Богочеловека», — отметила Елена Кулешова.

Она подчеркивает, что иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в её раннем детстве склонились умудрённые годами иудеи-священнослужители. А в иконе «Трилетствующая» отражён только возраст Богородицы, её духовную высоту и зрелость художник никак не смог выразить доступными ему способами. Наличие белой лилии в правой руке дитя является всего лишь данью западной традиции изображения чистоты.
Rambler-Новости

В свою очередь, исполняющий обязанности руководителя епархиального миссионерского отдела иерей Дмитрий Владимиров отмечает, что Пресвятую Богородицу можно и нужно чтить в любом возрасте. «Главное, чтобы почитание Божией Матери, молитвенное обращение к ней не сводилось только лишь к умильному любованию и приобретению лубочных картинок в надежде на их чудодейственную силу», — подчёркивает отец Дмитрий, добавляя, что образ «Трилетствующая» предлагается как покровительствующий девочкам, что превышает понятия молитвенного образа и оберега.

По словам Елены Кулешовой, новейшие иконографические сюжеты, подобные иконе «Трилетствующая», рождаются не от духовной потребности, а как коммерческие проекты, цель которых — продажа сувениров, привлечение паломников и сбор пожертвований.

От Редакции Авва:

Икона Божией Матери «Трилетствующая» находится на Украине в Дерманском женском монастыре (Ровенская епархия) у игуменьи монастыря. Её бабушке привезли из Иерусалима такую фотографию, которая долго хранилась в семье. И только по воле Божией став игуменьей, она попросила написать с фотографии икону.

Я сегодня пробежалась по группе "Православие" в контакте, заприметила необычную икону среди свежедобавленных, засомневалась и стала рыть информацию.

Выяснилось вот что:
присутствует массовое умиление (в основном в женской среде) новым образом Божией Матери Трилетствующей. Она появилась в православных лавках и даже монастырских магазинах. . Об этой иконе практически ничего не известно, но, тем не менее, типографии ее печатают, поставщики поставляют, а прихожане с умилением приобретают. Почему-то мало у кого возникают вопросы о каноничности этого образа.

Его история такова:
"Икона Божией Матери «Трилетствующая» находится на Украине в Дерманском женском монастыре у игуменьи монастыря. Её бабушке привезли из Иерусалима такую фотографию, которая долго хранилась в семье. И только по воле Божией став игуменьей, она попросила написать с фотографии икону. По иконографии — это «Введение во Храм».
"

Полазила по форумам и блогам, тенденция царит следующая: заявляют об очевидной неканоничности этой иконы в основном мужчины, а женщины даже не задумываются над этим и только умиляются "такой необычной иконочке".
Это просто не может не навести на определенные мысли (изложенные постом ниже)...

И, наконец, комментарий священника (между прочим, настоятеля храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова, известного борца за каноны). www.taday.ru/vopros/20162/410670.html

Вопрос:
Расскажите об иконе Божией Матери "Трилетствующая". Я знаю, что через разные Свои иконы Богородица помогает нам в различных ситуациях. Чем характерен этот образ?
Анна
музыкант
Москва

Ответ:

"Уважаемая Анна, интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей Церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает с не православными каноническими образцами, а с искусством вовсе неправославным. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распушенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике, стоящую лицом к зрителю с гигантской белой лилией в правой руке.

Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа.

Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для нее послужила открытка, привезенная из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм , где, в частности, поется: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная».

Уже из этих простых слов видно, что даже в трехлетнем возрасте Пресвятая Богородица - это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в ее раннем детстве склонились умудренные годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во Храм Ее изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во Храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в Храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию Церкви стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где Ангел, питавший юную подвижицу?

С другой стороны, — ну какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвященных традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих еще к апостолу и евангелисту Луке — «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной Церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами."

Я, собственно, пишу в просветительских целях. Просто достали уже всяческие лже-иконы и прелестные ереси их почитателей.
Стоит, в конце концов напомнить, что опора православия - в соборности, то есть в единстве!
Философ-богослов Павел Флоренский пишет:
"Чем устойчивее канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое".



Статьи по теме: