Животные и растения пресного водоема. Пресный водоем для карпов

- что это такое? Чем он отличается от пруда? Пригоден ли ваш пруд для разведения рыбы?

Вот далеко неполный перечень тех вопросов, которые задает себе каждый владелец загородной недвижимости, задумав развести рыбу. И все-таки, что же такое и чем он отличается от пруда?

Если разделить слово водоем на две части (водо и ем), то, логично предположить, что первая часть слова (водо) означает воду, а вторая часть (ем) это сокращенное слово емкость. Значит водоем - это некая впадина или, иначе говоря, выемка, где скапливается вода. Таким образом, обычная канава, пруд, озеро, карьер – это все водоемы.

Пресные водоемы могут иметь как искусственное, так и естественное происхождение. Например, после Великой Отечественной войны в качестве водоема (особенно в Ленинградской области) очень часто использовались воронки, образовавшиеся при взрывах снарядов и авиационных бомб больших калибров.

При устройстве искусственного водоема необходимо учитывать возможность его использования не только для разведения рыбы, но и для отдыха, полива сада и огорода, в противопожарных целях. То есть ваш водоем должен быть универсальным. Необходимо заранее определить, как он будет располагаться по отношению к другим дачным постройкам.

До начала строительства нужно обязательно продумать схему наполнения водоема водой. Постараться обеспечить постоянный водообмен. Идеальный вариант, когда наполнение пресного водоема самотечное.

При отсутствии постоянного источника, расчет водного баланса производится с учетом заполнения водоема подпочвенными водами или за счет выпадения атмосферных осадков.

Качество воды.


Качество воды для жизни рыб, как и для человека, является основным показателем, влияющим на их жизнедеятельность.

Качество воды пресного водоема целиком и полностью зависит от источника водоснабжения.

При этом выделяют три основные характеристики:

минерализация

температура

Минерализация.

Всех рыб в зависимости от минерализации воды в водоеме можно разделить на четыре большие группы: пресноводные, солоноватоводные, морские и всеводные.

Пресноводные – это такие рыбы, которые для нагула и последующего нереста не выходят за пределы пресного водоема. Для получения потомства им необходима вода с минерализацией не более 1 г/л.

Солоноватоводные – это рыбы, которые живут и нагуливаются в морях и океанах, а нереститься приходят в пресноводные реки или водоемы. Для выведения потомства таким рыбам нужна вода с минерализацией не более 1г/л.

Морские – это рыбы, которые постоянно живут, нагуливаются и нерестятся в соленых морях и океанах.

Всеводные рыбы (эвригалинные) прекрасно адаптируются к воде любой солености.

Как определить соленость воды? Проще всего это сделать на вкус. Вода имеет солоноватый привкус при содержании соли от 1 до 3 г/л. Однако настоятельно рекомендую взять пробы и сделать химический анализ воды в аккредитованной лаборатории, так как она кроме солей, может содержать различные вещества, опасные для жизни человека.

Неплохим индикатором солености являются растения. В пресной воде это камыш, тростник, кубышка, лилии, пресноводные водоросли.

При повышении содержания соли до 4-6 г/л первыми исчезают пресноводные водоросли.

Затем при повышении содержания соли до 10-12 г/л исчезают камыш, кубышка, лилии. Очень редко встречается тростник. Полностью исчезают тритоны, лягушки и головастики.

При солености 16-18 г/л исчезает тростник. В такой воде могут обитать только креветки, крабы и мидии. Из мелких рыб – бычки.

При океанической солености (32-36 г/л) обитают крабы и мидии.

Этот показатель качества является не менее, а может быть и более важным, чем соленость. И действительно, в болотной воде с низким содержанием кислорода, рыбы не живут. Самыми стойкими являются ротан, линь и карась. При кратковременном снижении кислорода в пресном водоеме до 3мг/л могут выжить лишь карась, сазан, рыба карп , щука и угорь.

При снижении кислорода до 4 мг/л гибнут толстолобик, амур, язь, судак, лещ и пелядь.

А при снижении кислорода до 5 мг/л полностью исчезают лососевые, осетровые, окунь, налим и хариус.

Внешним признаком недостатка кислорода в воде служит выход к проруби зимой или на поверхность пресного водоема в летнее время рыбы и личинок насекомых.

Причиной снижения кислорода в воде обычно является гниение остатков растительности и кормов.

Температура.

Показатель, влияющий на интенсивность питания и роста рыбы. В зависимости от температуры активного роста, всех рыб можно разделить на четыре группы.

Первая группа – температура активного роста 8-17 градусов по Цельсию.

К этой группе относятся: голец, лососи, форель, сиг, щука.

Вторая группа – температура активного роста 17 – 26 градусов по Цельсию.

К этой группе относятся: стерлядь, карась, линь, судак, сом.

Третья группа – температура активного роста 24 – 30 градусов по Цельсию.

В этой группе: кефаль, толстолобик, рыба карп, амур.

Четвертая группа – температура активного роста 28 – 30 градусов по Цельсию.

Типичный представитель - рыба карп КОИ.

Наблюдения показали, что если теплолюбивых рыб, таких как, например, прудовой карп , разводить в прудах с низкой температурой, они не будут давать потомства. Вот почему небольшой глубины более предпочтителен, чем глубокий для разведения теплолюбивых видов.

И его обитатели.

Цель: Закрепить представления детей о водоемах и их обитателях.

Коррекционные задачи:

Развивать память, мышление, речь.

Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать заботу о водных обитателях и охрану водоемов.

Дети делятся на две команды.

Вопросы:

1.Что обозначает на карте, глобусе синий цвет?

2. Какие водоемы есть на территории области, назовите их?

3.Какие реки, озера вы знаете?

4.Почему их надо беречь?

5.Как надо себя вести на отдыхе, на берегу рек, озер?

6.Кто живет в реках и озерах, перечисли?

7. Один из самых прожорливых хищников пресных вод?

8.Какая рыба умеет ползать по суше?
(сом)

9. Название, каких животных водоема говорят об их жизни в воде? (водомерка, жук водолюб, жук плавунец, прудовик)

10.Назовите жука хищника? (жук плавунец)

Физминутка . Игра «Лягушки и цапля»

Вот с насиженной гнилушки.

В воду прыгнули лягушки.

Будут квакать: «Ква-ке-ке».

Будет дождик по реке.

11.Перечислите водные растения? (рогоз, ряска, лилия, кувшинка, и т. д.)

12.Что помогает рыбам плавать в воде? (тело, хвост, плавники)

13.Назовите рыб, которые живут в пресных водоемах? (карась, ерш, щука, сом и т. д.)

14. Отгадайте загадки:

"Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд.
Всё время пятиться назад. (Рак.)

http://pandia.ru/text/78/303/images/image003_54.jpg" width="300" height="127 src=">

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет.
Зубаста, а не лает. (Щука.)

left " width="141" style="width:105.75pt">

У рыбки много названий: голыш, гольчик, голячка, голек, пеструшка, пеструха, пёстрая - по пёстрой окраске. Существуют две формы: речная и озёрная. Речной гольян - светлее озёрного. Маленькая рыбка (до 8 см) и очень шустрая. Прекрасно смотрится в воде стайка этих рыбок.

Ёрш

Золотой орфой называют форму язя желто-красной окраски. Изящная, резвая, бежево-розовая рыбка, обитающая близко от поверхности воды. Разводится как декоративная. Морозоустойчива. Орфа поедает насекомых и личинок комаров. При хороших условиях может вырасти до 50 см в длину. Предпочитает текучую воду. Размножается неохотно.

По своему значению карп, бесспорно, занимает первое место среди остальных прудовых рыб. Карп - прожорлив. Главным кормом весной и летом являются молодые побеги камыша (Tupha) и некоторых других водяных растений. Позднее, карпы кормятся слизью и слизняками, стрекозами и их личинками. В самые голодные времена года, он ловит и крупную рыбу.
Карп любит тень. Дно водоема должно быть мягким, иловатым, а вода - тёплой. Вместе с карпом можно разводить небольшое количество линей.
Краснопёрка

Лещи достигают очень значительной величины. Обыкновенно они имеют от 30 до 45 см длины и весят до 4-5 кг. Лещ встречается почти во всех реках.
Главным образом они кормятся водяными растениями, особенно белыми корнями ситника, водорослями , а также червяками и различными личинками и насекомыми, вместе с которыми часто глотают и самый ил, в котором их отыскивают.

Крупные окуни - постоянно живут на глубине - в омутах, ямах - и выходят оттуда только по утрам и под вечер. Крупный окунь - весьма прожорливая, сильная и хищная рыба. Главная пища - мелкая рыбёшка и икра; крупный окунь любит раков. В зауральских озёрах мормыш составляет лакомую пищу окуня.

Уклейка очень красива, особенно когда поворачивается на солнце и сверкает своей серебристой чешуей. Спина у неё - серовато-голубоватая с зелёным отливом; бока и брюхо - серебристо-белые с сильным блеском; верхние и нижние плавники - серые, только посредине, при основании, - желтоватые; глаза - серебристые.
Главная пища её состоит из насекомых, особенно мух и перепончатокрылых. Уклейка не щадит нежные водные растения, поэтому её держат лишь в сильно заросшем водоеме.

Щука имеет весьма обширное распространение. Реки и проточные озёра с камышистыми и травянистыми берегами и заливами составляют её любимое местопребывание.. Вообще, она почти так же неприхотлива в местообитании, как и карась, и, подобно ему, живёт в солоноватых озёрах.
Щука - хищник.

У каждого рака имеется своя отдельная нора или даже несколько нор, которые, большей частью, выкапываются ими в крутобережье, в более или менее глинистом грунте. В реках с песчаным или каменистым дном, раки укрываются, большей частью, под камнем, делая под ним углубления. При опасности, а также на зимовку, закапываются в ил.
Живёт рак очень долго - не один десяток лет. Раки - всеядны, но, главным образом, кормятся трупами животных, попавших в воду, - от самых мелких до самых крупных.

водные растения .

Велика роль растений в жизни водоемов. Образуя огромную биомассу , они являются кормом для многих обитателей вод, их заросли создают убежища, служащие местом нагула молоди промысловых рыб и гнездования водоплава­ющих птиц.

Название растения

Характерные признаки

Болотник
(Callitriche palustris)

со звездообразными плавающими по поверхности воды листьями,
остается зеленым и зимой

Рогoлистник погруженный (ceratophylum demersum)

6ескорневое подводное растение, обогащающее воду кислородом; превосходное прибежище для водных животных

Болотница игольчатая
(Eleocharis acicularis)

привлекательное растение, подходит для мелких водоемов;
очень ценное для борьбы с водорослями

Турча болотная
(Ноttопiа palustris)

красивое подводное растение с бело-Розовыми цветками,
выступающими из воды

Уруть мутовчатая
(Myriophyllum verticillatum)

сильно разрастающееся растение;
укореняется на дне пруда;
очищает воду

Лютик водяной
(Rапuпсulus aquatilis)

образует листья, плавающие над водой и в ее толще;
из воды выступают отдельные белые цветки

Жуки - поистине универсальные насекомые. Одни представители отряда проводят часть жизни в воздухе, другие ползают в траве и лазают по деревьям, третьи проникают в глубь древесины, четвертые зарываются глубоко в землю. Подвластна им и водная стихия, наряду с прочими насекомыми ее населяют и представители отряда жесткокрылых. Одним из самых распространенных обитателей наших водоемов является жук-плавунец. Поскольку передвигаться в толще воды значительно труднее, чем по суше, природа решила облегчить плавунцу задачу и снабдила его соответствующей "экипировкой»

ЖУК-ВОДОЛЮБ

Жук-водолюб встретится вам почти в каждом пруду и в каждой реке.

Есть и еще важное отличие водолюба от плавунца: если плавунец хищник, то водолюб вегетарианец - он питается растительной пищей, поедая водоросли, а в аквариуме ест белый хлеб. Вспомните, я советовал вам пустить в аквариум, где появились нитевидные водоросли, водолюба - жук этот быстро справится с ними.

Пиявка обыкновенная

Ложноконские пиявки
Ложноконские пиявки - типичные представители класса пиявок (Hirudinea). Они часто попадаются в пресных водоемах и даже в канавах и лужах.

http://pandia.ru/text/78/303/images/image046_3.jpg" width="204" height="139"> Речные раки распространены в водоемах почти по всей территории Европы и западной части Азии. Водятся они во всех реках и озерах, где вода достаточно чистая

речная выдра

Выдра - околоводный зверь. Предпочитает труднодоступные лесистые берега захламленных плавником рек. Охотнее держится по богатым рыбой рекам с быстрым течением, прозрачной чистой водой и каменистым дном.

Речной бобр.

Бобры предпочитают селиться на небольших, медленно текущих лесных речках или лесных озерах.

Лягушка озерная.

ЛЯГУШКА ОЗЁРНАЯ (Rana ridibunda)

Самый крупный вид среди земноводных нашей фауны. Наибольший ее размер - 170мм. Самки всегда крупнее самцов. Неподвижную озерную лягушку нелегко заметить среди водной или прибрежной растительности, благодаря тому, что она окрашена сверху в зеленый, оливковый или темно-коричневый цвет с большим или меньшим количеством черных или темно-зеленых пятен. Иногда вдоль спины у нее тянется светлая полоса.

Над водой летают стрекозы. Животные-хищники. Свою добычу (мух, комаров, бабочек) они схватывают на лету и пожирают с помощью сильного грызущего ротового аппарата. Стрекозы могут улетать от водоемов на много километров, но размножаются в воде. Откладывают яйца в воду или в ткани водных растений.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
  • с ролью человека в жизни водоёма;
  • развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы;
  • продолжить обучение работе на ноутбуках;
  • воспитывать любовь к родному краю с помощью знакомства с водоёмами Нижегородской области

Оборудование: плакат «Пресный водоём», ноутбуки детей, подключённые по локальной сети к учительскому ноутбуку, мультимедийный проектор, демонстрационный экран; учебник «Окружающий мир» А.Плешаков 4 кл., 1 ч.; рабочие тетради «Окружающий мир. Проверим себя» А.Плешаков, Е.Крючкова 4 кл., 1 ч.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок веселый
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

– Сегодня мы урок начнем с проверки домашнего задания, а потом познакомимся с новым природным сообществом

2. Проверка домашнего задания

Учитель: О каких природных сообществах мы говорили на прошлых уроках?

Дети: О лесе и луге.

Учитель: Сегодня мы будем выполнять тест «Лес и луг – природные сообщества»

Учащиеся подключаются к учительскому ноутбуку и начинают работать с тестом. (Приложение 1 )

– Оценки вы узнали (на доске 100% – 5; 90 – 80 % – 4; 70 – 60% – 3)

Учитель: Закрываем ноутбуки, переходим к новой теме

3. Объяснение нового материала

На доске прикреплен плакат «Пресный водоём»:

Посмотрите вот сюда,
Тихо плещется вода
Ряска, лилии, рогоз,
И кувшинка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит
Всюду бурно жизнь кипит
Это пресный водоём.

– Итак, в тетрадях записываем число и тему урока «Пресный водоём»

Учитель: Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?

Дети: Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и соленые.

Учитель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете?

Дети: Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище, болото.

Учитель: Водоём – это сообщество растений, животных, которые могут существовать только в таких особых условиях. По мере объяснения нового материала вы будете заполнять таблицу в тетради, а в конце урока мы проверим вашу работу:

Растения водоёма

Животные водоёма

Учитель: Условия жизни растений в водоёме своеобразны. Воды здесь достаточно и недостатка в ней никогда не бывает. Характерная особенность среды в водоёмах – медленное прогревание воды весной. Вода долгое время остаётся холодной, и это отражается на развитии обитателей водоёмов. Водные растения медленно пробуждаются весной. Поверхность водоёма обычно покрыта мелкими зелёными пластинками ряски (показываю на плакате). Это крошечное, плавающее на поверхности воды растение, ко дну не прикрепляется. Далее можно увидеть высоко поднимающиеся над водой стебли с узкими перегнутыми книзу листьями. Это камыш, рогоз, тростник (слайд 2) . Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями кубышек и кувшинок (слайд 3) . Корни этих растений находятся на дне водоёма.
Ближе к берегу водоёма растёт стрелолист (слайд 3) . Узнать его можно по листьям, они похожи на стрелы с широкими наконечниками, в высоту растение достигает 1 метра. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, разглядеть их можно только под микроскопом. Иногда их так много, что вода кажется зелёной. Как вы думаете какую роль в водоёме выполняют растения?

Дети:

– Пища для животных
– Дом для животных
– Выделяют кислород, необходимый для дыхания (слайд 4)

Учитель: Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Их великое множество. Животные есть везде: на поверхности воды, на водных растениях, у дна. Попробуйте угадать:

У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы) (слайд 5) Где живут? (под водой)

На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно? (Сом)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка) (слайд 6) Где живет? (Под водой)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Где живёт? Над водой.

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешнёй. (Рак) (слайд 7)

– Богат и разнообразен животный мир водоёма. Познакомиться с ним поближе помогут нам ребята.

4. Сообщения заранее подготовленных учеников

1. По поверхности воды бегают клопы-водомерки (слайд 7). Её лапки смазаны жиром, поэтому водомерка скользит по поверхности воды. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. На дне чистых водоёмов обитают раки, которые являются санитарами водоёмов. Однажды рыбаки заметили, что в улове стало попадать много больных рыб. Причина оказалась простой – в реке выловили всех раков. А раки уничтожали остатки погибших животных. И когда раков не стало, от погибших рыб заразились здоровые.

2. В толще воды можно увидеть головастиков. Они появились из икринок. Головастики подрастут и выйдут на сушу маленькими лягушонком или жабой. Поэтому их называют земноводными животными. Они приносят пользу – уничтожают массу вредителей, сами же являются пищей для животных.
В воде живут разные виды рыб, например карась, который питается растениями, личинками насекомых; щука – которая относится к хищным рыбам.

3. Обитают на дне водоёмов двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. (Показывает створки перловицы). Питаются эти моллюски очень интересно, Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка, У них закрученные, не имеющие створок раковины (показ ракушек).
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке, часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»

Учитель: С жизнью водоёма тесно связана жизнь птиц: цапель и уток. Живут у воды и млекопитающие: выдра, бобр, водяная крыса, ондатра. Информацию о них вы попытаетесь найти самостоятельно.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно водоёма. Здесь под действием бактерий мертвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
Мы познакомились с жизнью пресного водоёма. Попробуйте составить цепь питания в пресном водоёме.
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями питаются животные. Карась питается растениями, а щука – карасями.)
Мы доказали, что пресный водоём – это природное сообщество, узнали какие беды может принести человек водоёму.

5. Физкультминутка для глаз (слайд 8)

6. Знакомство с водоёмами Нижегородской области

Учитель: Продолжая знакомиться с жизнью водоёмов, мы отправляемся на юг Нижегородской области. Работу выполняла и готовила презентацию Пухова Дарья.

Пустынские озёра

Карта Нижегородской области (слайд 9)
Пустынские озёра расположены на севере Арзамасского района на реке Серёжа, а название им дало село Старая Пустынь, рядом с которым они находятся. В 1934 году в целях сохранения численности редких и ценных видов животных, в том числе выхухоли, был создан Пустынский охотничий заказник. Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь (до 14 м) карстовых озёр: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево – связанных в единую систему общей площадью 300 га. Половина Пустынских озёр (Великое, Глубокое, Паровое и Долгое) являются проточными – через них течет река Серёжа. Остальные озёра только иногда соединены между собой протоками, благодаря этому вода в них словно горный хрусталь – прозрачная и чистая. Пустынские озёра отличаются богатством флоры, в которой представлены почти все типичные водные растения средней полосы России. Из произрастающих здесь растений 55 видов являются редкими. Природным богатством заказника являются леса разнообразных типов: хвойно-широколиственных лесов, сосновых боров и пойменных дубрав. Здесь встречаются деревья – старожилы, которым уже более двухсот лет, достигающие до 35 м. в высоту и до 1 м. в диаметре. К числу обитателей заказника относятся и такие растения, занесенные в Красную книгу, как: башмачок настоящий, пыльцеголовник красный и водяной орех чилим, реликт межледникового времени (слайд 10) . Это однолетнее, водное, укореняющееся на дне растение с розеткой плавающих на поверхности воды ромбических листьев и белыми четырехлепестковыми цветками и орехообразными, в основном, четырехрогими плодами. Он встречается в «окнах» среди зарослей камыша, на глубине 1-1,5 метра. В Нижегородской области известно только несколько мест его произрастания. Во всех Пустынских озерах встречаются: лещ, ёрш, карась, краснопёрка, линь, окунь, язь (слайд 11), плотва, щука и другие виды рыб. Особенностью Пустынских озер является и то, что здесь можно найти
представителей всех типов водорослей, кроме бурых. Необычен животный мир. В водоёмах обитает от 3 до 6 видов млекопитающих: это речной бобр, выдра (слайд 12) и русская выхухоль (слайд 13) , численность которой вызывает особую тревогу. Русская выхухоль – типичный представитель доледникового периода, ровесник мамонтов и шерстистых носорогов, обитающих только в европейской части России. Заказник является также местом обитания не менее семи видов летучих мышей. Здесь гнездятся или кормятся на пролёте многие виды водоплавающих прибрежных птиц. Из числа очень редких птиц-хищников можно встретить беркута, орлана-белохвоста и скопу. Иногда на Пустынских озерах на пролете можно увидеть лебедей (слайд 14) . К обитателям Пустынского заказника относятся и другие редкие, в том числе «краснокнижные» представители фауны – бабочки: аполлон, махаон, медведица Геро, шмель моховой, пчела-плотник (слайд 15) и пр. К сожалению, в последние годы на Пустынских озёрах и в лесном массиве заказника сильно возросла рекреационная нагрузка, что отрицательно сказывается на состоянии озёр. В результате из флоры исчезли: наяда морская и водяной мох, сократилось произрастание водяного ореха. Поэтому на озёрах и заказнике требуется проведение неотложных мер по сохранению животного и растительного мира.

7. Обобщение и закрепление нового материала

Проводится по рабочей тетради (страница 48-49). Работа в парах – проверь тетрадь соседа карандашом, если что-то непонятно, в учебнике на странице 192-193 есть рисунок.

8. Подведение итогов (слайд 16)

Учитель: О чём говорили на уроке? Что узнали нового? Что вас особенно удивило и заставило задуматься?

9. Домашнее задание

Стр. 191-200, таблица, самостоятельно изучить тему: «Надо ли охранять болота»

Литература :

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. – М.: Просвещение, 2005.
2. Барковская О.М. Экологическое воспитание. Начальная школа – 1996, № 6.
3. Окружающий мир. К учебникуА.А.Плешакова. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.



Статьи по теме: