Эссе по литературе, посвященное году экологии. Эссе «экологические проблемы современности» материал на тему Темы для эссе по экологии

М.М.Пришвин известен своими философскими взглядами, которые нашли отражение в дневниках писателя, рассказах, повестях. В своем творчестве писатель поднимает важные экологические проблемы. По мнению Пришвина, истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным. Вот почему автор уделяет особое внимание воспитанию души ребенка. Пришвин одухотворяет природу, напоминая каждому, что она живой организм, она способна чувствовать, дышать, плакать, огорчаться, хмуриться и радоваться. Прием олицетворения помогает ребенку найти в каждом обитателе природы собеседника, товарища, друга.

В рассказе «Лесной хозяин» из-за циничного отношения к природе – поджога – погибает дерево. Писатель размышляет о том, что одна беда влечет за собою другую. Огонь с одного дерева может перекинуться на весь лес. В этом и заключается неразумное, небережливое отношение к природе. Пришвин называет мальчишку-поджигателя «вредителем» и «разбойником». В конце рассказа автор показывает, что любой неосторожный поступок, необдуманное действие может привести к экологической катастрофе: «… не приди тот человек, не погаси он пожар, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!» Рассказчик не только спас лес от пожара, но и показал детям красоту и хрупкость природы.

2. В.Распутин «Прощание с Матерой»

Персонажи повести В.Распутина осознают свою ответственность перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. В диалоге Андрея и Дарьи внук пытается убедить бабушку в том, что «человек – царь природы». А Дарья отвечает ему: « Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет». «Человек должен находиться в единстве с природой, с Космосом», – убежден писатель. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Вот почему в финале повести мы видим могучий листвень, который будет оберегать остров до момента затопления. Дерево не поддалось человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Говоря о проблемах экологии, нельзя не сказать о культурном отношении человека к природе. Одним из ярких примеров, показывающих влияние «царя природы» на окружающий мир, является эпизод истребления лиственя в повести В.Распутина «Прощание с Матерой». С древних времен жители Матеры с почтением и страхом относились к миру природы. Они верят, что могучий «царский листвень» – дерево, которое крепит остров к речному дну. Легенда гласит, что «до тех пор, пока будет стоять листвень, будет стоять и Матера». Бригада рабочих, занимающихся очищением территории от растительности и построек перед затоплением, озадачена тем, что не может уничтожить вековое дерево. Его не берет ни топор, ни огонь, ни бензопила. Непокорный листвень становится безмолвным свидетелем сожжения материнских лесов: он «один…продолжал властвовать над всем вокруг». В.Распутин с горечью говорит о том, что человек недальновиден в своих действиях, направленных на воплощение в жизнь грандиозных замыслов. В мире, где утрачена связь поколений, где нет бережного отношения к природе, не может быть ни гармонии, ни счастья.

3. Е. И.Носов «Кукла»

Рассказ «Кукла» начинается с описания знакомой рассказчику речки. Сначала она представляется такой, какой ее запомнил главный герой, а немного позже мы видим, какой она стала спустя несколько лет. «Русло сузилось, объявилось много незнакомых мелей и кос». Старожил Акимыч, любивший рыбную ловлю, горестно отмахивается от расспросов. Бедственное состояние речки, как и окружающей природы в целом, он видит в том, что люди перестали замечать красоту, «творят худое», очерствели душой. Указывая рассказчику на куклу, которая валяется в придорожной канаве, Акимыч обращает внимание на то, что раздели игрушку и пытались ее поджечь, по всей видимости, не дети. А малыши видят растерзанную куклу и «привыкают к такому святотатству». Больше всего поражает старика то, что и учителя, призванные воспитывать подрастающее поколение, безмолвно проходят мимо. Таким образом, Е.И.Носов подводит нас к мысли о том, что в людях с раннего возраста надо воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, ко всему живому, чтобы в будущем они не были глухи к и слепы к тому, что происходит вокруг.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ЭКОЛОГИЮ БАЙКАЛА

В народе бытует выражение «чисто не там, где убирают, а там, где не ссорят». Это верное замечание. Сколько-бы не приводили в надлежащий вид приморские городские пляжи, ранним утром – чисто и уютно, к вечеру – картина ежедневного неряшества повторяется.

У себя в квартире мы регулярно делаем уборку, приводим в порядок свой гардероб. Если кто-то из близких оставил не вымытой посуду, тут же исправляем это упущение, потому что смотреть на гору использованных и грязных кухонных принадлежностей, по меньшей мере, неприятно.

Мы постоянно уделяем время своему внешнему виду. Чистое бельё и одежда, стрижка, причёска, аккуратная обувь.

То есть, на себя времени и средств мы не жалеем. Почему же у человечества сложилось такое отношение к природе, которая нам дала все мыслимые и немыслимые блага!

Предприятия начинают заботиться об очистительных сооружениях на своём производстве, когда в окружающем районе свирепствуют тяжёлые заболевания, вызванные присутствием в атмосфере ядовитых газов и примесей. Нещадно рубим лес, не восполняя территории новыми насаждениями. Заносим ежегодно новых и новых представителей флоры и фауны в «Красную книгу» потому, как их численность или популяции близки к исчезновению. Начинаем очищать озёра и реки, когда в них массово гибнет рыба, заводится вредоносная палочка, когда, в ранее чистых реках, теперь уже вода не то что, не пригодна для питья, в них купаться опасно.

Ученые, исследователи, специалисты – экологи предупреждают, проводят разъяснительную работу, акции. Организовывают общества и комитеты по охране окружающей среды. Тем не менее, человечество бросается на помощь гибнущему ореолу, когда вопрос его спасения и охраны переходит в разряд экстренных.

Приблизительно такая история происходит с самым глубоким озером на планете. Озеро Байкал расположено в Восточной Сибири и заслуженно входит в число красивейших чудес природы.

Байкал является самым глубоким (1637м) и самым древним озером на планете. Не смотря на свой возраст. Байкалу более 25 миллионов лет. Озеро не стареет, оно живёт и дышит. Ежегодно его берега расходятся почти на 2 сантиметра. Это вызывает беспокойство в кругах учёных, некоторые из которых утверждают, что Байкал является будущим океаном. Сейчас происходит его зарождение.

Озеро есть уникальный резервуар пресной воды – 20 процентов мировых запасов сосредоточены именно здесь. Вода в Байкале необыкновенно прозрачная. Видимость с берега сохраняется до 40 метров вглубь. Кристально чистая вода Байкала поддерживается благодаря планктонному рачку эндемику эпишуре.

Природа Байкала необыкновенно богата и уникальна. Издавна тайга, окружающая озеро, кормила и одевала людей. Водоём давал человеку разнообразную рыбу, а также возможность использовать его как транспортную артерию.

Проблем у Байкала более чем достаточно. Одними из самых главных на сегодняшний момент являются – катастрофическая скорость его обмеления и ужасное загрязнение, превращающее этот ценнейший резервуар пресной воды в сборище отходов самого различного происхождения. Внимание учёных, и не только российских, сосредоточено на скорейшей ликвидации перечисленных бедствий. Байкал входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО почти два десятка лет. Озеро и его прибрежная часть – это сосредоточение уникальной природы и фауны. Из Байкала вытекает только одна река - Ангара, а впадает в озеро более трёхсот водных артерий. Основная часть здешних обитателей – эндемики, то есть редкие, встречающиеся исключительно в этом регионе представители живой природы.

Аномальное снижение уровня воды началось с осени 2014 года, что не могло не привлечь внимания ученых. Рекордного минимума уровень воды в озере достиг в конце апреля 2015 года и составил 455,86 метра, что на 14 сантиметров ниже предельно допустимой нормы, установленной правительством РФ. В январе 2016 года уровень воды в озере опустился на 7 сантиметров ниже допустимой отметки.

В качестве одной из причин маловодья ученые видят в неграмотной работе специалистов водного хозяйства в Иркутской области, которые не смогли рассчитать допустимое количество воды для использования. Помимо этого, основная часть водозаборов устарела и нуждается в модернизации. Всем известно, что подходить к использованию ресурсов такого ценнейшего источника нужно грамотно - «сколько из него воды вытекает, столько и должно потребляться - не более». Последствия такого потребительского отношения к озеру могут быть необратимыми.

В результате обмеления озера пострадают тысячи местных жителей. В некоторых поселках Бурятии во время падения уровня Байкала высыхали колодцы, горели торфяники. Тепло - и водоснабжение Иркутской области зависит от уровня воды в озере и вытекающей из него Ангары. Оказываются под угрозой многие виды рыб, поскольку на их естественном воспроизводстве негативно сказывается снижение уровня воды в озере. Высыхание мелководных заливов ведет к гибели многих животных и птиц, привыкших добывать себе там пищу. Вся фауна Байкала оказывается в сильной зависимости от состояния озера, и в случае регулярного снижения уровня воды экологической катастрофы не избежать. По этой же причине придётся прекратить промышленный лов омуля – известной байкальской ценной промысловой рыбы, популяция которой снизилась за последние три года на 60%.

Другой проблемой, недавно привлекшей к себе широкое внимание ученых, стало загрязнение озера, которое приобрело катастрофические масштабы. Более половины территории побережья озера покрыто спирогирой - водорослью, характерной для тёплых стоячих водоёмов, ранее в Байкале почти не встречавшейся. Спирогира при отмирании приобретает запах фекалий, а одно из ее негативных воздействий проявляется в массовой гибели рыбы. Особую опасность для озера представляет процесс насыщение водоемов биогенными элементами, который вызван сбросом неочищенных сточных вод. Угнетение байкальской губки - эндемика, способного за сутки очищать от бактерий до 20 литров жидкости, еще больше осложняет и так не простую ситуацию.

Врагами водоёма и окружающей его природной среды являются Байкальский целлюлозно-бумажный и Селенгинский картонный комбинаты с выбросом отходов производства, как в сам Байкал, так и в атмосферу. Сооружение Иркутской ГЭС так же сказалось на здоровье озера. Массированная вырубка леса. Легальная и браконьерская охота, которая ведёт к снижению популяций северного оленя, лося, соболя, медведя, кабана. Чрезмерный вылов рыбы и уничтожение нерестилищ – ещё несколько факторов, отрицательно влияющий на здоровье Байкальского бассейна.

Озеро необходимо срочно оградить от негативных воздействий «благодарного» человечества и спасать, но, как всегда, не хватает финансирования. Нужно понимать: если в ближайшее время не начнется более категоричное и интенсивное решение экологических проблем Байкала, экосистема озера может основательно разрушиться, и это приведет к неизбежной медленной гибели такого ценного природного ресурса.

Одна из наиболее сложных и часто встречающихся тем на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ — это тема «Проблемы экологии» . Действительно, данная тема является одной из самых актуальных в настоящее время. Список слов ниже поможет вам быстро подготовиться к экзамену. Используйте их, чтобы составить свой небольшой монолог. Также неплохо было бы ознакомиться с темами «Географическое положение и природа России» () и «Географическое положение и природа Великобритании» (The Geographical Position of Great Britain, its nature and climate )

Список слов по теме «Nature and Ecology» для подготовки к ОГЭ / ЕГЭ

  1. еnvironmental (=ecological) problems — экологические проблемы
  2. different kinds of pollution — разные виды загрязнения
  3. land (air, water) pollution — загрязнение земли (воздуха, воды)
  4. industrial plants — промышленные предприятия (заводы)
  5. bad effect on the environment — плохое влияние на окружающую среду
  6. be caused by — вызывается
  7. destroy nature and the wildlife — уничтожать природу и животный мир
  8. natural resourses — природные ресурсы
  9. to threaten = to present a threat to — угрожать = представлять угрозу
  10. to protect nature — защищать природу

Примеры предложений со словами (выражениями) по теме «Nature and Ecology»

  1. There is a list of most common environmental problems.
  2. There are different kinds of pollution, such as land pollution, water pollution, air pollution.
  3. The main cause of pollution is industrial plants.
  4. Cutting down forests and woods has a bad effect on our environment.
  5. Also air pollution is caused by car fumes.
  6. Sometimes for the sake of profit people of business destroy nature and the wildlife.
  7. People forget that natural resources are not endless.
  8. Nuclear power present a threat to our lives.
  9. To protect nature is to take care of future generations.

The ecological problems are not the problems of a single isolated country. They are global in character and involve all countries in the world. The ecological problems have much in common. The main problem is pollution.

Вопросы по теме «Ecological Problems»:

  1. How people can benefit from nature?
  2. What are advantages and disadvantages of the industrial progress?
  3. Do you think that life was better in the past when air was cleaner, water was purer?
  4. What may happen to our planet if people continue destroying it? (The ecological balance of our planet will be broken. It may happen that in future people will not be able to leave home without special masks and have to buy air to breathe.)
  5. What would you suggest to attract people’s attention to the problems of pollution and ecology?

Give a talk on the topic «Nature» according to the plan:

  1. What is nature like in Russia?
  2. How can people benefit from nature?
  3. What are the most dangerous ecological problems?
  4. Why do you think many people prefer to live in the country?
  5. What can people do to save nature?

Рассуждения на тему: «Мои взгляды на решение проблем экологии»


Поминчук Данила Александрович, 10 Б класс, МАОУ многопрофильный лицей № 20 г. Ульяновск.
Руководитель: Матвеева Светлана Николаевна.
Описание работы: Предлагаем Вашему вниманию статью по экологическому воспитанию. Материал будет полезен учителям, воспитателям, родителям, школьникам и всем тем, кому не безразлична судьба нашей планеты.
Цель: повышение интереса к проблемам экологии.
Задачи:
- расширить, обогатить и систематизировать знания и представления о существующих проблемах экологии;
- развивать умение «видеть» природу, понимать не только значение, но и необходимость её охраны;
- формировать навыки ресурсосбережения, а также экологически грамотного поведения;
- учить бережному отношению к окружающей среде;
- способствовать возникновению желания сохранить природу не только своего города, но и планеты в целом.


Каждый знает, что сама по себе окружающая среда, а точнее – природа, не имеет экологических проблем . Но с появлением человечества, постепенно, они возникают и, словно по нарастающей линии, их становится целый ряд.
Данный конфликт в настоящее время между обществом и природой значительно обострился. Печально видеть, но всё происходящее создаёт реальную угрозу, как для появления необратимых изменений в природных системах, так и для подрыва естественных условий и существования нынешнего и будущих поколений жителей планеты Земля.
Таким образом, современные экологические проблемы, как следствие деятельности человека, стали проблемами не только самого человека, но и природы в целом. Спасение и тех и других, как ни странно, состоит в комплексном решении создавшихся проблем экологии.


Как и во многих городах и регионах нашей страны, в Ульяновской области экологические проблемы связаны не столько с природными явлениями, сколько с активным воздействием человека на природу. Это техногенные нагрузки, стихийные свалки и утилизация бытовых отходов, радиационная обстановка, водоснабжение, перенасыщение парка автомобилей и многие другие.
На мой взгляд, решение проблем экологии заключается в следующем.
Во-первых, необходимо установить чёткие нормы природопользования на законодательном уровне. Так, например, на территории Ульяновской области действуют такие организации, как Экологическая палата, Экологическое правительство, Совет промышленных экологов.
Во-вторых, активно применять централизованные меры по защите окружающей среды. Например, единые международные правила и нормы защиты климата, лесов, атмосферы и т.д.
В-третьих, централизованно планировать комплексные восстановительные работы, чтобы тем самым решить экологические проблемы конкретных объектов.
В-четвёртых, воспитывать экологическое сознание молодого поколения и общества в целом. Необходима просветительская работа и социальная реклама среди населения.


На самом же деле, все эти шаги кажутся легко применимыми, но зачастую, на деле, всё оказывается не так-то просто. Как правило, для их осуществления не хватает финансовой поддержки и человеческих ресурсов. Таким образом, проблемы в экологии наиболее остро стоят перед большинством жителей. В результате чего, они носят как локальный, так и глобальный, точнее всего - общепланетарный характер.
Технический прогресс набирает всё большую скорость, происходит постоянное усовершенствование и внедрение инновационных технологий в самые разные сферы. И лишь мизерная часть нововведений касается защиты окружающей среды. А ведь только комплексное взаимодействие поможет улучшить экологическую обстановку на планете. Пришло то самое время оглянуться назад, чтобы осознать, что нас ждёт в будущем.
А задавались ли Вы вопросом: «Что я могу сделать для решения экологических проблем?».
В этом году я, приняв участие в акции «Сделаем вместе!», решил задуматься над существующей проблемой и вот что у меня получилось. Что же я, обычный школьник, могу сделать в экологическом движении для своего региона и для планеты?
В дальнейшем я хочу стать одним из членов команды активных граждан, которая будет целенаправленно развивать экологическое движение в Ульяновской области.
Предлагаю перечень того, в чём конкретно могу принять участие:
1. Вести просветительскую работу и социальную рекламу среди населения.
2. Экономить воду и электричество. Ведь чем меньше тратить ресурсов и энергии, тем меньше требуется получать их от природы, и соответственно, меньше производить.
3. Пользоваться энергосберегающими лампами.
4. Покупать экологически чистые продукты и товары.
5. Принимать участие в субботниках, озеленять город, сажать растения.
6. Заниматься переработкой отходов. Под «переработкой» понимается сортировка мусора, а точнее тщательное выделение всех полезных отходов, которые будут использованы в качестве вторичного сырья.
7. Осуществлять сбор макулатуры в городе Ульяновске и в области для её дальнейшей «переработки».
8. Беречь природу, не засорять водоёмы.
9. Поддерживать чистоту города, области и всей окружающей среды.
10. В качестве транспортного средства пользоваться велосипедом, чтобы снизить уровень загрязнений в воздухе и укрепить здоровье.


Давайте сохраним нашу Землю вместе!
Благодарю за внимание!

ЭССЕ «Экологические проблемы современности»

Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща

Беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было

Бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом

Высоком смысле этого слова!

Прекрасной быть должна Земля –

Она у всех у нас одна.

А мы – хозяева Земли.

Мы охранять ее должны .

Экология в нашей жизни занимает очень важное место. Но есть одна проблема, решения которой пока не наблюдается. Это проблема экологии. Ведь не случайно, раньше люди жили по сто лет и даже больше. Тысячи лет люди пили чистую воду и дышали чистым воздухом.

А сейчас долгожителей на Земле осталось очень мало и с каждым днем их становится еще меньше.

Но тут наступила научно-техническая революция. Экология стала стремительно ухудшаться, и процесс этот не останавливается, а становится все более интенсивным.

Это происходит потому, что сейчас, в отличие от старых времен, построено множество заводов, фабрик, добывается нефть, происходит сбрасывание отходов. Все это способствует тому, что воздух, которым мы дышим и вода, которую мы пьем, загрязняется все больше и больше. В них заводятся микробы, от которых люди заболевают. А вот полезных веществ и витаминов, которые люди раньше получали из овощей и фруктов, наоборот становится все меньше, ведь окружающая среда загрязнена.

Ежедневно состояние экологии становится все хуже и хуже. Чем же человек так загрязняет землю? Заводы и фабрики, атомные электростанции, промышленные предприятия, все они сливают жидкие химические отходы в реки и озера и выбрасывают огромное количество дыма и газов в воздух. Не говоря уже об автомобилях. Полным ходом идет вырубка лесов и разработка карьеров, выкачка газа и нефти. Это не только загазованность больших городов. Если бы грязный воздух был только в мегаполисах, то было бы полбеды. Но из-за интенсивного роста промышленности воздух портится везде. И все меньше и меньше остается мест, где бы он был чистым. С этой проблемой напрямую связан парниковый эффект. Содержание углекислого газа в атмосфере Земли увеличивается, тепловое излучение не уходит в космос, как это было всегда. От этого повышается температура на планете. И кто знает, чем угрожает человечеству таяние ледников!

А чтобы найти чистую воду, надо ехать далеко за город или идти в ближайший супермаркет, чтобы купить питьевой воды.

Этот список можно продолжать бесконечно. По-моему, у человеческой жадности и бесконечности не существует границ. И при этом от загрязнения страдаем мы сами.

Человек сам создаёт неблагоприятные для своей жизни условия, именно он сам должен позаботиться о своей экологической безопасности.

Какие шаги НУЖНО предпринять каждому из нас и человеческому обществу в целом? Ответ на этот вопрос очевиден: надо бережно относиться к природе! Необходимо широкое просвещение и экологическое образование населения.

И для того, чтобы остановить это постоянное ухудшение экологии, нужно проводить массу различных мероприятий: перестать сливать отходы производства в воду, на заводах, промышленных предприятиях и фабриках внедрить такие безопасные для экологии методы производства, машины, ездящие на бензине, заменить на машины, которые будут ездить от солнечного света.

Конечно на то, чтобы все это воплотить в жизнь, нужны очень большие средства, которые может выделить только государство.

Но и каждый из нас может внести свою лепту в улучшение экологии. Нужно просто не сорить на улице, стараться даже маленькую бумажку не бросать просто так, а всегда доносить до урны. Гуляя с собачками по парку или стадиону, иметь с собой пакетик, чтобы сложить туда продукт их жизнедеятельности. Отдыхая на природе, никогда не оставлять после себя мусор и, уезжая, полностью затушить костер. Никогда не срывать цветы и не ломать ветки на деревьях, лучше просто посмотреть на красоту природы издалека.

Эти правила совсем не сложны. Но за их выполнение нам всегда будет благодарна сама Природа.




Статьи по теме: