Как правильно парковаться на параллельной парковке. Параллельная парковка: добиваемся снайперской точности

Чтобы автомобилисту выжить в современном городе, необходимо овладеть в любых ситуациях. Одна из типовых - так называемая параллельная парковка, которой учат еще в автошколах. В автошколе это упражнение считается сданным, если никто не задет и ничто не помято, автомобиль стоит параллельно проезжей части и его внешние зеркала не торчат на проезжую часть. То есть, автомобиль ровно и целиком убрался в парковочный карман. Все логично и несложно. Но...

Подготовка моральная

В реальной жизни очень часто автомобилистам приходится буквально втискивать свое авто в пространство, которое лишь слегка превышает по длине сам автомобиль. Поэтому, чтобы безопасно маневрировать в стесненных условиях, необходимо отлично чувствовать габариты своего автомобиля. Если у вашего автомобиля на задней двери висит запасное колесо или из-под бампера торчит устройство для буксировки прицепа - не забывайте об этом! Фаркоп может проделать в бампере соседнего автомобиля серьезную пробоину.

Причем о габаритах я говорю в широком смысле этого слова. На маневренность существенно влияет не только паспортный радиус разворота и колесная база, но передний и задний свесы. А еще свесы могут сыграть злую шутку, если бордюр (он же - поребрик) на краю проезжей части окажется достаточно высоким - потеря брызговика может показаться сущим пустяком. Большой передний свес - большой «замах» передка при маневрировании и потенциальный риск зацепить забор или автомобиль напротив.

Подготовка техническая

Успех всей операции не в малой степени зависит от того, насколько грамотна ваша посадка.
Подгоните кресло под себя по высоте, наклону спинки и удалению от руля. Добейтесь, чтобы у Вас был хороший обзор через лобовое стекло – через него должно быть видно дорогу перед машиной. Спинку кресла отклоните назад на угол в 30 градусов - это позволит оптимально распределить свой вес по всему креслу. Понажимайте педали автомобиля до упора - вам должны быть удобны такие движения. Вы не должны тянуться к педалям или же педали наоборот быть очень близко.
Дальше надо отрегулировать руль, для этого его надо расположить на таком расстоянии, чтобы вам было удобно вращать его и хорошо видно приборную панель. Идеальное положение - ваши плечи касаются спинки сиденья, а вытянутые руки при этом свободно лежат запястьями на верхней части рулевого колеса.
Салонное зеркало отрегулируйте так, чтобы в нем полностью помещалось заднее стекло машины. Внешние зеркала заднего вида должны быть отрегулированы таким образом, чтобы в правом/левом нижнем углу ближнего/дальнего зеркала была видна ручка задней дверцы.

Теория параллельной парковки

Для удобства определимся с терминами. Параллельная парковка предполагает, что наш автомобиль должен заехать задом в карман между двумя другими машинами. Машину, к которой после завершения парковочных маневров наше авто должно оказаться передней частью, назовем для краткости переднее авто. Соответственно, автомобиль, к которому после маневров наша машина окажется стоящей задом, - задним авто.
Действия, которые необходимо выполнять для получения надежного результата.

  1. Подъезжаем так, чтобы задний левый угол переднего авто оказался у нашего заднего правого колеса. Интервал между боковыми сторонами вашего и переднего авто должен быть примерно полметра. То есть, проще говоря, нужно встать параллельно переднему автомобилю на расстоянии полметра.
  2. Начинаем движение назад, выкручивая руль вправо.
  3. Как только в левом зеркале появится правая фара заднего авто, ставим руль прямо и продолжаем медленно и аккуратно пятиться назад.
  4. Как только наше заднее левое колесо поравнялось с левой фарой заднего авто, выкручиваем руль влево и продолжаем пятиться.
  5. Когда автомобиль достиг параллельности с остальными автомобилями, бордюрами и заборами - останавливаемся.
  6. При необходимости можно немного подравняться, чтобы все было совсем идеально.

И в заключение. Втиснувшись между соседями, подумайте, как те будут выезжать. Не прижимайтесь слишком близко к одному из них. По возможности, оставьте обоим достаточно места, чтобы они смогли выехать. Будьте взаимно вежливы.

Вместо примечания

О бордюрах
Из старого покрошившегося бордюра может торчать стальная арматура, которая превратит вашу покрышку в «теперь она годится только на клумбу». Но и гладкие новые бордюры могут повредить как колесный колпак, так и колесный диск. А при известной сноровке можно бордюром отжать боковину покрышки от диска и колесо мгновенно потеряет воздух. При маневрах полезно немного опускать правое зеркало так, чтобы видеть в него заднее правое колесо. Некоторые автомобили умеют наклонять это зеркало автоматически при включении заднего хода - полезная фича.

Об электронных помощниках
Даже опытному водителю при парковке в сложных условиях может потребоваться помощь постороннего человека. В некоторых случаях его может заменить электроника - так называемый парктроник. Хотя гораздо эффективнее камера заднего вида. Причем лучше приобретать автомобиль, у которого эти системы являются официальной опцией и установлены на заводе. Доверять дооснащение своего автомобиля парктрониками или камерой каким-либо гаражным умельцам или, тем более, официальному дилеру - не стоит. Стоимость этих приятных опций достаточно высока, но если сравнить со стоимостью собственного бампера и его покраски... Да и сзади может оказаться очень дорогая машина.

Scriptio: Геннадий Звонов, технический консультант.

Теперь давайте поговорим о параллельной парковке задним ходом. С точки зрения техники исполнения, это очень простая парковка. Но с точки зрения исполнения в живом потоке, это достаточно сложная задача по той простой причине, что вам приходится двигаться задним ходом против направления потока. В связи с этим на первое время, пожалуй, под парковку задним ходом стоит выбирать тихие улицы с большим количеством стоящих машин, отчего припарковаться можно достаточно тесно, но при этом поток движения небольшой.

Естественно, сначала нужно отработать весь процесс на учебной площадке, для чего с помощью фишек выстраивается парковочный карман размером примерно в длину автомобиля плюс полтора метра (я обычно размещаю фишки на расстоянии семи шагов друг от друга - рис. 4.22). Нужно добиться того, чтобы парковка задним ходом начала получаться с первого раза. После примерно 30 повторений можно выезжать в город и начинать парковаться именно задним ходом.

Рисунок 4.22 Сначала парковку задним ходом нужно отработать на учебной площадке. Для этого с помощью фишек нужно выстроить парковочный карман размером примерно в длину автомобиля плюс полтора метра.

Заметьте, к тому моменту, как вы приступите к изучению парковки задним ходом, было бы неплохо усвоить парковку передним ходом, доведя её до определенного уровня совершенства (как правило, на это уходит пара занятий). Дело в том, что парковка задним ходом сильно напоминает вторую часть парковки передним ходом - ориентиры немного другие, но порядок действий тот же самый.

Итак, представьте себе тот же бордюрный камень, рядом с которым стоят две припаркованные машины. При этом расстояние между ними составляет примерно длину автомобиля плюс полтора-два метра, то есть меньше, чем полторы длины автомобиля, но больше, чем длина автомобиля плюс один метр. В принципе, задним ходом можно «запихнуть» машину даже в зазор «длина машины плюс полметра», но для этого нужно будет выполнить несколько перемещений вперед-назад. Нас же пока интересует способ, благодаря которому можно припарковать автомобиль за один подход.

Да и вообще, для начинающего водителя будет довольно сложно припарковать машину в совсем стесненных условиях, сохранив при этом здоровый рассудок. Поэтому нужно начинать с простых вещей.

Исходное положение для парковки задним ходом - включив правый поворот, остановиться рядом с передним припаркованным автомобилем таким образом, чтобы задний бампер вашего автомобиля поравнялся с задним бампером припаркованной машины (рис. 4.23).



Рисунок 4.23 Исходное положение для парковки задним ходом включив правый поворот, остановиться рядом с передним припаркованным автомобилем таким образом, чтобы задний бампер вашего автомобиля поравнялся с задним бампером припаркованной машины.

К слову сказать...
Если длина вашей машины такая же, как и у припаркованной возле бордюра, то можно облегчить задачу и поравняться зеркалами. Но если вы паркуетесь на короткой машине рядом с длинным автомобилем, то, поравнявшись зеркалами, при дальнейшем движении задним ходом, вы, очевидно, в следующий момент времени упретесь в борт стоящего рядом автомобиля (рис. 4.24).



Рисунок 4.24 С машиной такой же длины, как ваша, можно поравняться и зеркалами. но если вы паркуетесь на короткой машине рядом с длинным автомобилем, то, поравнявшись зеркалами, при дальнейшем движении задним ходом, вы, очевидно, в следующий момент времени упретесь в борт стоящего рядом автомобиля.

Обратите особое внимание
Как только вы остановились рядом с припаркованным автомобилем, сразу же, в срочном порядке, включайте задний ход - загоревшиеся фонари заднего хода позади вашего автомобиля на фоне включенных правых указателей поворота проинформируют остальных участников движения о вашем намерении парковаться именно здесь. В этом случае едущий вслед за вами автомобиль не подъедет слишком близко и не «припрет» вас. Если дорога достаточно широкая, он сможет объехать вас в любом случае, но если будет тесновато, то существует риск, что вы просто не успеете предупредить окружающих о том, что вы собираетесь парковаться именно задним ходом - вас могут не понять

На первых же сантиметрах движения задним ходом нужно СРОЧНО начать крутить руль до упора вправо. Контролируя в левом зеркале следующие в попутном направлении автомобили, в какой-то момент времени вы достигнете некоего угла, при котором диагональ вашего автомобиля будет параллельна бордюру - это примерно угол 35~40 градусов по отношению к дороге. Определить такое положение очень просто: на коротких дистанциях срабатывает хороший ориентир - в левом зеркале заднего вида левый борт вашего автомобиля будет пересекать центр расположенного сзади автомобиля. Другими словами, в левом зеркале нужно встретить номерной знак задней машины (рис. 4.25). После этого нужно СРАЗУ ЖЕ вернуть руль в центральное положение, чтобы выровнять колеса.



Рисунок 4.25 На первых же сантиметрах движения задним ходом нужно срочно начать крутить руль до упора вправо. В какой-то момент времени вы достигнете угла примерно 35~40 градусов по отношению к дороге. Определить такое положение очень просто: на коротких дистанциях срабатывает хороший ориентир - в левом зеркале заднего вида левый борт вашего автомобиля будет пересекать центр расположенного сзади автомобиля. Другими словами, в левом зеркале нужно встретить номерной знак задней машины.

Совет
Если вы вспомните змейку задним ходом, мы говорили о том, что, поворачивая руль, нужно смотреть в соответствующее зеркало заднего вида и встречать следующую фишку. Другими словами, все те действия и приемы, которые вы уже исполняли на змейках, применяются и здесь, что, конечно же, значительно облегчает вашу задачу при выполнении более сложных маневров. Ко мне часто приходят люди с просьбой научить их парковаться. Когда я прошу их для начала выполнить змейку, выясняется, что делать этого они не умеют. Конечно, можно научить просто парковаться (то есть зазубрить этот момент), но, по моему мнению, гораздо лучше научиться выполнять базовое упражнение - змейку, а уже потом научиться парковаться с полным пониманием того, что и зачем делаешь. Понимая основной принцип управления автомобилем, вы сможете спокойно парковаться, не рискуя задеть другие машины или бордюр.

Поскольку диагональ вашего автомобиля параллельна бордюру, то, двигаясь задним ходом наискосок на прямых колесах, вам достаточно только совместить передний правый угол вашей машины (А) с задним левым углом впередистоящего автомобиля (В) (рис. 4.26). Правый задний угол вашей машины при этом будет находиться на линии правого борта припаркованного впереди автомобиля. Другими словами, задняя ось вашего автомобиля уже достаточно «углубилась» в парковочный карман, а значит нужно начинать СРОЧНО выкручивать руль до упора влево.



Рисунок 4.26 поскольку диагональ вашего автомобиля параллельна бордюру, то, двигаясь задним ходом Наискосок На прямых колесах, вам достаточно только совместить передний правый угол вашей машины (а) с задним левым углом впередистоящего автомобиля (в).

После того как руль будет повернут до упора влево, передний бампер вашего автомобиля проследует мимо припаркованной впереди машины, не задевая её (рис. 4.27). Учитывая, что задняя ось вашего автомобиля уже достаточно «углубилась», вам останется лишь дождаться параллельного бордюрному камню положения. Как правило, чтобы добиться параллельного положения, нужно проехать назад 1,2~1,5 метра.



Рисунок 4.27 После того как руль будет повернут до упора влево, передний бампер вашего автомобиля проследует мимо припаркованной впереди машины, не задевая её.

К слову сказать...
Как я уже говорил при рассмотрении парковки передним ходом, желательно выровнять передние колеса до полной остановки автомобиля. Однако, если у вас автомобиль не оборудован усилителем руля, на достаточно широких улицах нет необходимости выравнивать колеса по той простой причине, что потом снова придется крутить руль обратно для выезда. По большому счету, усилитель руля и был придуман для того, чтобы облегчить парковку, поскольку на тесных стоянках приходится работать рулем достаточно активно и часто, причем практически на одном месте. Я сторонник того, чтобы при любой возможности крутить руль именно в движении, но на особо тесных парковках, конечно же, хочешь ты этого или нет, приходится крутить руль на месте.

После того как вы остановите автомобиль, если это необходимо, поезжайте немного вперед, чтобы примерно выровнять зазоры между вашим автомобилем и стоящими впереди и позади машинами.

Как и в случае с парковкой передним ходом, парковка задним ходом выполняется аналогичным образом для правой и левой сторон дороги с зеркальным отображением всех действий. Чтобы не запутаться, запомните для себя, что первое движение (будь то парковка передним или задним ходом) всегда должно быть направлено на бордюрный камень.

Совет
В автомногоборье параллельная парковка задним ходом почему-то называется «тещин карман», «тещин язык» или просто «теща». В условиях соревнования время выполнения этого элемента составляет не более 4~5 секунд. Конечно же, всё это выполняется только на фишках, чтобы не было риска разбить чью-то машину, и, конечно же, в реальных условиях парковаться так быстро не нужно, но если весь процесс парковки задним ходом занимает у вас до десяти секунд - это очень хорошо. Если же вы тратите гораздо больше времени, то окружающие начинают чувствовать себя обиженными и всячески семафорят о том, что пора бы уже «подвязывать» с этим делом. Естественно, такая обстановка вряд ли добавит вам спокойствия, поэтому имеет смысл выполнять парковку достаточно быстро.

Подъезжаем к стоящему автомобилю, чтобы между автомобилями было около полуметра. Если у вас тип кузова хетчбэк, останавливаемся так, чтобы задний угол бокового автомобиля находился на заднем углу вашего автомобиля. Если у вашего автомобиля тип кузова седан или универсал, учитывайте вылет заднего бампера. То есть остановиться нужно или дальше от автомобиля или раньше.

Перекручиваем руль до упора в сторону стоящего сбоку автомобиля.


Двигаясь задним ходом, наблюдаем, как объезжаем боковой автомобиль.

Если видите, что начинаете наезжать на угол, открутите колеса прямо и проезжайте немного с прямыми колесами.

Когда увидели, что нормально объезжаете угол справа, смотрим в левое зеркало и ловим в него фару или фонарь (в зависимости от того, как припаркован задний автомобиль). Если расстояние между стоящими автомобилями небольшое (6-7 метров) останавливаемся, как только фара (фонарь) показалась. Если расстояние между стоящими автомобилями больше и останавливаться нужно позже.

Чем больше будете парковаться, тем быстрее начнете понимать, когда лучше остановиться.


Когда поймали фару (фонарь) в левое зеркало, остановитесь и поставьте колеса прямо.


С прямыми колесами едем задним ходом, пока не совместим правый передний угол своего автомобиля с задним углом бокового автомобиля. Останавливаемся и перекручиваем колеса от автомобиля.


Заезжаем внутрь парковочного места.


При заезде в диагональную парковку все предусмотреть и просчитать невозможно. Поэтому, бывает, что при заезде вы уперлись задним колесом в бордюр. Это даже очень хорошо. Теперь вы можете точно припарковать свой автомобиль очень близко к бордюру.


Перекручиваем руль до упора в сторону бордюра и проезжаем вперед.


Бывает, что уже в этот момент машина становиться параллельно бордюру. Если нет…


Перекручиваем колеса от бордюра и проезжаем назад. Обычно переднее колесо упирается в бордюр.


Когда вы припарковались, посмотрите, какие расстояния до переднего и заднего автомобилей. Не оставляйте свой автомобиль слишком близко к стоящим автомобилям (заднему или переднему).


И еще. Не оставляйте колеса вывернутыми в сторону. Если кто-то притрется к вашему автомобилю во время движения, он выбьет вам подвеску. Всякое бывает на дороге.

9 июля.

К нам на сайт через форму обратной связи поступил вопрос:

«А можно Вас попросить помочь с решением ситуации, когда совершена ошибка (по-моему) в пункте: «С прямыми колесами едем задним ходом, пока не совместим правый передний угол своего автомобиля с задним углом бокового автомобиля. Останавливаемся и перекручиваем колеса от автомобиля…»

У меня часто получается, что машина стоит параллельно бордюру, но далеко от него и «вылезает» из ряда машин. Рассмотрите пожалуйста такую ситуацию (и для случая, когда мало места, и когда его достаточно для маневрирования)».

Ответ. Юрий Краснов

При диагональной парковке решающее значение имеет не расстояние между стоящими автомобилями, а следующие величины:

1. Угол между продольной осью вашего автомобиля и краем проезжей части (бордюром).

2. Расстояние, оставшееся от заднего колеса до края проезжей части (бордюра).

Величина угла нас интересует в момент, когда мы, двигаясь с закрученными в сторону стоящего автомобиля колесами, ловим в левое боковое зеркало фару заднего автомобиля.


Какой именно должен быть этот угол, никто специально не замерял, так как, находясь за рулем, вы все равно точно величину угла не выставите. Угол опытные автомобилисты выставляют на глаз. И их уже при этом не интересует задний автомобиль, но это в том случае, если задний автомобиль стоит дальше.

Если расстояние между автомобилями минимальное (6,5-7 метров), то остановиться нужно в тот момент, когда ближняя к бордюру фара заднего автомобиля только появилась в зеркале из-за корпуса вашего авто.

Если расстояние между автомобилями больше, то и остановиться можно позже, когда ближняя к бордюру фара заднего автомобиля будет в зеркале посередине или дальше (все зависит от: выворота колес, габаритов автомобиля, расстояния между стоящими автомобилями, расстояния от бордюра до стоящих автомобилей).

И вот тут возникают основные проблемы. А когда же именно остановиться?

Прежде всего, нужно сказать, что никто не требует от вас, чтобы вы обязательно припарковались с первого раза. Даже опытные водители в диагоналку с первого раза попадают через раз. Хотя бы потому, что расстояния между стоящими автомобилями и расстояния от бордюра до стоящих автомобилей всегда разные.

Если вы хотите быть поближе к бордюру, затягивайте фару в зеркале дальше. Потом при заезде вы просто касаетесь задним колесом бордюра и, переехав немного вперед с правыми колесами, отъедете назад с левыми колесами и будете к бордюру очень близко.




Расстояние, оставшееся от заднего колеса до бордюра, нас интересует в тот момент, когда мы выставляем передний угол своего автомобиля на задний угол стоящего.


Можно сказать так, что если вы хорошо поймали угол между продольной осью вашего автомобиля и бордюром, то остановиться нужно, когда углы автомобилей совместятся.


Если же вы не довернули и угол меньше, то заехать в парковочное место с прямыми колесами нужно дальше. Но в том случае, если хватает расстояния между стоящими автомобилями.

Можно и по другому сказать. Если расстояние между стоящими автомобилями большое, то и «париться» по поводу выставления угла не стоит. Ведь можно просто глубже заехать в парковочное место, ближе задним колесом к бордюру.

В крайнем случае, можно переехать или переарковаться. В этом нет ничего зазорного.



Статьи по теме: