Кукушка ненецкая народная сказка
Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка)
Цели и задачи урока:
Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их;
Формирование умения понять внутреннее состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растений и животных, занятиях людей в тундре, об особенностЯх кукушки;
Развивать умение рассказывать сказку от лица определённого персонажа;
Развитие любви к своей матери.
Ход урока.
1.Орг. Момент:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
На уроке сказки внимательно слушаем,
Их запоминаем, выразительно читаем,
Ни минутки зря не теряем!
2. Фонетическая зарядка, элементы занимательного чтения.
Слайд:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки -лукошко.
В каждом лукошке-кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
Прочитайте шёпотом и медленно.
Прочитайте с интонацией удивления.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
3.Работа в парах:
У вас на партах лежат карточки.
Посовещайтесь и найдите в названиях русских народных сказок ошибки и исправьте их.
Баба Бяка……………………
Жар-Муха………………….
Змей Равниныч………….
Елена Некрасивая……………..
Курочка бела…………………….
Сивка-Мурка……………………….
Царевна жаба……………………..
Кощей Бесстрашный…………………..
4.Постановка проблемного вопроса.
Ребята, вы любите сказки?
Почему все дети любят сказки?
Сказки каких народов вы читали?
Пусть эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Гастона Левиса: слайд
Любой народ, велик ли он числом, мал ли, всегда талантлив, и о величии его мы в конечном счёте судим по духовным ценностям, накопленным им на протяжении веков
-- кто из вас знает что такое духовные ценности? Я думаю, что к концу урока вы сами сможете дать ответ на этот вопрос.
5.Организация восприятия и усвоения уч-ся нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать главу «Сказки народов России».
У нас в гостях ненецкая народная сказка «Кукушка». Страница 59
словарная работа: чум (слайд)
малица (слайд)
тундра (слайд)- а теперь послушайте небольшое сообщение о тундре. Которое приготовила для вас Пугачёва Лера.
Ненецкий народ, проживающий в тундре, сочинил сказку «кукушка».
Как вы думаете, о чём эта сказка?
6.Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
- правильные были ли ваши предположения?
--докажите, что это сказка
6 чтение сказки учащимися.
7. Первичная проверка понимания сказки.
Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Прочитайте .
Какими были дети: слайд:
Беззаботными
Легкомысленными
Безжалостными?
Объясните своё мнение. Подтвердите словами из текста .
Могли ли дети помочь маме?
А хотели ли помочь?
Как вы думаете. Что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
Что говорится о кукушке-матери в сказке? Прочитайте.
Что знаете об этой птице? Слайд КУКУШКА
8. Обобщение и систематизация знаний полученных на уроке.
Может ли такая история быть на самом деле?
Что волшебного в этой сказке?
Что общего в русской и ненецкой народных сказок?
Будут ли счастливы дети, которые не помогали маме, не уважали старших?
Какие праздники знаете, когда особенно чтят женщин?
Я надеюсь, что в нашем классе только хорошие дочери и сыновья.
9.Итог урока:
В начале урока я вам задавала вопрос о духовной ценности, кто же понял. Что это такое?
Доброта, справедливость, любовь к ближним
9 Рифлексия.
-- выбери пословицу, которая передаёт твоё отношение к маме.
При солнышке тепло, при матери добро.
Кто свою мать уважает. тот и чужую не обижает.
Всё на свете найдёшь, кроме отца и матери.
-- прочитайте ту карточку, которую выбрали вы.
Кто может объяснить. Почему вы выбрали все три карточки?
В каждой из них упоминаются духовные ценности, о которых говорилось в эпиграфе на уроке.
Дом. Задание стр.60, задание 5.
, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- познакомить учащихся с ненецкой народной сказкой, углубить представление о сказке, как о жанре;
- формировать навыки чтения, умений самостоятельно работать с текстом;
- обогатить словарный запас;
- воспитать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.
Технология: критическое мышление
ХОД УРОКА
I. Побуждение
1) Оргмомент
2) Опрос домашнего задания
– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со
сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации,
что вы на них видите? (Проявление любви
человека, птицы и зверю к своему дитя)
(Слайд
1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим
птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время
в отношениях родителей и детей?
(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)
II. Осмысление
– Такая ситуация распространена почти во всем мире, немало можно прочесть об этом и в художественных произведениях, газетных статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, где освещена эта проблема.
Словарная работа
ненцы –
жители севера;
чум
– жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы
– обувь
малица
– верхняя одежда из оленьих шкур
с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)
Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды 5, 6)
– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала
кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми,
жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите
словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда
бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки
“Кукушка”?
– Какому виду относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?
- Родни много, а мать одна
- Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
- Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)
(Рассуждения детей)
III. Рефлексия
– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из
героев нашего урока. Напомню, письма бывают
благодарственные, письма-уведомления, просьбы,
претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам
посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд
8)
Домашнее задание: Сравнить ненецкую сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд 9)
Презентация содержит 31 слайд. Разработана к уроку литературного чтения для изучения ненецкой народной сказки "Кукушка". Данный урок проведён во 2 классе. УМК "Планета Знаний"
Презентация может быть использована при изучении сказки и при работе по другим УМК.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения (ненецкая народная сказка) "Кукушка"»
Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).
Мы на уроке не молчим,
Но не шумим и не кричим.
Учитель спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
На уроке не хихикай,
Стул туда - сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
МА - МА -МА, МО - МО -МО, МЫ -МЫ- МЫ ,
МИ - МИ - МИ , МУ -МУ-МУ, МЭ - МЭ -МЭ
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Тундра –
это холодные северные безлесные пространства.
Безлесные, потому что там постоянно холодно,
дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
Коренные жители Севера
– это ханты, манси,
ненцы , чукчи, якуты .
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
ТЕМА УРОКА: «КУКУШКА» (ненецкая народная сказка)
ЦЕЛИ:
- проанализировать сказку;
Чум –
палатка из оленьих шкур
Пимы – обувь
из оленьего мех
Малица –
верхняя одежда
«Кукушка» ненецкая народная сказка
1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей?
- - мать хотела птицею долететь до воды;
- - матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
- - мать не любила своих детей.
2. Как вы думаете, отчего заболела мама?
- - от тяжелой работы;
- - от старости;
- - простудилась.
3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?
- удивились;
- - испугались;
- - обрадовались.
4. Какими были дети?
- -беззаботными, бесчувственными, ленивыми, неблагодарными;
- - добрыми, заботливыми;
- - злыми, глупыми.
5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
- - Радость, счастье;
- - Сожаление, страх;
- - Им было весело бежать за птицей.
6. Что поняли дети?
- ничего не поняли;
- - маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться;
- - мама неизвестно почему превратилась в кукушку и улетела.
ЦЕЛИ:
- познакомиться со сказкой «Кукушка»;
- проанализировать сказку;
- определить – чему учит эта сказка.
Мы познакомились со сказкой....
Она заставила нас задуматься о....
Домашнее задание
- Подготовить пересказ сказки.
Мальчикам от имени детей.
Можно начать так: «Мы весело играли, мама в это время...».
Девочкам от лица матери : «Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы...»
Цели и задачи урока:
– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными
конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать
сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях,
характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях
кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.
Оборудование: учебник Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка организации рабочих мест.
II. Речевая гимнастика. (Слайд 1, Приложение1 )
а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.
б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):
ре ра,
тре дра,
стре здра,
ветре вздра.
в) Работа с чистоговорками.
Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.
Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)
III. Повторение изученного.
Игра “Угадай”.
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с
вами в игру ``Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название
и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
– русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а
человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками -
кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать –
тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо,
вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из
топора” – русская народная сказка.)
Инсценировка сказки “Каша из топора”.
– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.
(Участвуют 3 учащихся.)
Ведущий.
На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.
Солдат.
Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.
Старуха.
Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.
Солдат (заходя в комнату).
А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?
Старуха.
Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего
Ведущий.
Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.
Солдат.
Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.
Старуха. Разве сможешь?
Солдат.
Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.
(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)
Старуха. Вкусно?
Солдат.
Очень!
Только соли
Нет совсем...
Старуха.
Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.
Солдат (солит, пробует, хвалит).
Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.
Старуха.
Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком пшена.)
Как считаешь, хватит столько?
Солдат.
Хватит! Будет в самый раз.
(Добавляет в котел пшено, пробует...)
Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!
Старуха .
Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.
Солдат (добавляет масло, помешивает).
Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.
(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть кашу.)
Старуха.
Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.
IV. Сообщение темы урока.
– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.
Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)
Чум – палатка, крытая шкурами.
Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 21, 22, 23, 24)
– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)
1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
3-й ученик . Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.
4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись. (Приложение 3)
(Слайды 25, 26, 27, 28) Обмен впечатлениями.
VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.
(Приложение 4)Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию. (Слайд 29)
– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
(Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)
– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”
Чему учит нас эта сказка?
– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?
Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.
XI. Оценивание.
XII. Домашнее задание. (Слайд 31)
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«КУКУШКА» Ненецкая народная сказка
Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
О т жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: - Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов. Другой говорит: - Я без шапки. Третий говорит: - Я без одежи. А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.
Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.
Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа
Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа...