В каких науках египтяне добились особенных успехов. Наука. Знания древних египтян. Научные знания Древнего Египта

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю.египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальное и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

Научные знания

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной.

Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды, — Сириуса. Сутки делили на 24 час; хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные—короткими, зимой наоборот).

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян.

Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи, зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача,— говорится в папирусе Эберса,— знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.

Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагаемся история его многочисленных походов.

Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии — словники. Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи. В эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены и поэтому обработка дерева имела в этот период большое значение. При изготовлении мебели, кораблей, погребальных ящиков и др. предметов пользовались как местными породами дерева - акацией, пальмой, так и привозными сортами, - сосной, которую привозили из Сирии, и черным деревом, которое доставляли из Нубии. Развитие деревообрабатывающего производства нашло свое отражение в значительном усложнении и усовершенствовании инструментария. Каменные орудия постепенно заменяются металлическими. Дерево рубят при помощи топора, распиливают однорукой пилой, обтесывают теслом, размечают плоским нумеровочным камнем. В особых мастерских изготавливают лук и стрелы, пользуясь целым набором инструментов.

Большое значение имела обработка дерева и для кораблестроения. В официальных летописях сообщается о сооружении больших грузовых кораблей из различных пород дерева, в основном из акации, привезенной из Нубии.

Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время обработка камня. Представление о технике обработки камня дают ценные сосуды, сделанные из очень твердых пород камня с поразительной точностью и совершенством. Но особых успехов достигают египетские каменотесы в строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными плитами. Так, камни, расположенные у входа в заупокойный храм фараона Хафра, достигают длины 5,45 м и весят 42 тыс. кг. Ведущим и наиболее хозяйственно важным видом ремесла была металлургия, также достигшая в период Древнего Царства значительного развития. Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья.

Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.

Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в частности обработка глины, папируса, кожи, и выделка льняных тканей.

Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые слова иероглифами.

За почти четыре тысячи лет было создано огромное количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развиития этой древней культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа.

Свое наиболее яркое развитие египетская литература получила в эпоху Среднего царства (ок. 2050 - 1700 до н. э.), которая считается временем расцвета классической литературы Древнего Египта.

К глубинным пластам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

Основными сказочными героями являются невинные и праведные страдальцы; таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде». Мотив первой из них - о злой жене и невинном юноше, которого она хочет обольстить, чудесных превращениях главного героя сказки и, наконец, о торжестве несправедливо страдавшего праведника - встречается не только в египетской литературе, но и в литературе многих народов позднейшего времени, испытавших влияние египетской культуры.

К сказкам очень близки мифы, в частности широко известный миф об Озирисе, дошедший до нас в сочинении великого древнегреческого писателя, историка и философа Плутарха «Об Изиде и Озирисе». В данном мифе и в других египетских мифах космического и солнечного цикла рассказывается о сотворении мира, об истреблении людей богами, о воскрешении героев.

В эпоху Среднего царства возник новый литературный жанр - описания путешествий, являющийся самым ранним предшественником позднейшего жанра приключенческих романов.

Высокого развития в Египте достигли изобразительное искусство и архитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят сохранившиеся до наших дней храмы и гробницы. Предшественницами громадных царских усыпальниц - пирамид были погребения в скалах и небольшие наземные гробницы, увенчанные плитой пирамидальной формы. По мере развития строительной технологии гробницы становились все

Монументальнее. Классическая монументальная пирамида, сооруженная из плит-блоков, получалась благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды при помощи внешней облицовки. Поблизости от пирамид строились заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обоготворенного царя.

Отличительными чертами египетского изобразительного искусства периода архаики и Среднего царства является величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм, фронтальность и статичность. Все эти особенности египетского искусства сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях. Но при этом если царь, вельможа изображался приукрашенно, идеализированно, как сверхмощный человек, то изображения «простых смертных» (статуэтки слуг, рабов) более реалистичны и носят черты портретного сходства. И только в эпоху Нового царства изображения царей и цариц становятся реалистическими, носят черты портретного сходства (таковы статуи Аменхотепа III, скульптурный портрет Нефертити).

В школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания (пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.), которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Очень характерны для египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определенные соотношения.

Математические знания широко использовались в искусстве. Египетский художник для того, чтобы изобразить на плоскости фигуру человека, чертил квадратную сетку, в которую «вписывал» тело человека, пользуясь при этом знанием математических соотношений длины частей тела.

Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии, в частности, они отличали планеты от звезд; на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи солнечных и водяных часов. Составленными египтянами картами расположения звезд пользовались и значительно позднее, в греко-римскую эпоху.

Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. В медицинских текстах отмечается специализация по отдельным видам болезней - гинекологии, глазным болезням, хирургии. В эпоху Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия.

Названия некоторых болезней и рецептов свидетельствуют о значительном уровне развития египетской медицины, достижения которой были широко заимствованы авторами медицинских трактатов в эпоху античности. Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. Нельзя недооценить значение всей древнеегипетской культуры: искусства, архитектуры, живописи, скульптуры и прочих достижений в различных отраслях научной и культурной жизни.

Многие тайны египетского народа и по сей день остаются не разгаданными.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской

Федерации

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»

Кафедра отечественной истории и культурологии

РЕФЕРАТ

Наука древнего Египта

Подготовила студентка

Заочного отделения

Флейшман Л.Е. 1527013

Проверил Черкасов И.А.

Красноярск 2016

План

Введение

1. Математика

3. Медицина

4. Астрономия

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

математика химия астрономический медицина

Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью - с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Ее основная проблематика лежала в гуманитарной сфере и тесно смыкалась с религиозной идеологией, философской «мудростью», сферой эзотерического знания.

Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней опосредованно - в пересказах греческих историков и философов, заставших культуру Древнего Египта уже в поздний период, на стадии медленного угасания. Эти сведения зачастую были неполными, покрытыми завесой тайны, как и почти все, что касалось Египта в греко-римскую эпоху. Bo многом эта таинственность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплеталась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сакральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным. Скудные египетские письменные источники свидетельствуют как раз о чрезвычайно сильной устной традиции -- научные тексты крайне скудны, а те, что сохранились до сегодняшнего дня, зачастую почти не поддаются расшифровке, смысл их темен и, скорее всего, зашифрован. Тем не менее, оценивая культуру Древнего Египта, можно убедиться, что египтяне сделали немало открытий во многих основополагающих областях науки. Система ирригации и пирамиды -- свидетельство высокоразвитой инженерии и геометрии, искусство бальзамирования -- доказательство практических достижений древнеегипетских химиков и медиков.

1. Математика

В области научных познаний набольшее развитие в Др. Египте получила математика как прикладная наука. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Можно сделать вывод, что египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной деятельности египтян. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 - до 1 миллиона. Оперировали простыми дробями только с числителем 1.

Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобку или подкову, применяли для обозначения 10. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия 100. Стебель цветка лотоса обозначал 1000. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал 10 000. Изображение головастика было символом 100 000. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала 1 000 000. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени.

Египтяне умели умножать и делить, однако эти действия производились довольно трудоемким способом. Деление было «умножением наоборот». Чтобы разделить одно число на другое, нужно было вычислить, на сколько нужно умножить делитель, чтобы получить делимое. Умножение, которым пользовались египетские математики, носило последовательный характер. Так, действие «5x6» выглядело как (5х2)+(5х2)+(5х2).

При том, что определение площади фигур различной конфигурации было привычной задачей для геометров, египтяне не имели в своем арсенале числа «пи», введенного много позднее лишь греческими математиками.

Математика имела не только практическое, но и художественное применение. Некоторые из египетских росписей сохранили следы подготовительной работы. Тонкие линии нанесенной под рисунок сетки показали, что художник расчерчивал плоскость на квадраты и в эти квадраты вписывал по частям фигуры. Такая методика свидетельствует, помимо остроумия технического решения и математической продуманности композиции, о том, что египтяне неплохо изучили пропорции и активно пользовались ими в живописи.

Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры - умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе» имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Египтяне периода Среднего царства используют уже число «Пи», принимая его равным 3,16, и в целом погрешности при вычислении площадей сферических поверхностей не выходят из пределов допустимых.

Видимо, уже в эпоху Древнего царства («Периодизация истории династического Египта от от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с 30 в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после похода А. Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинений, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. н.э.. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, т.к. это отрывки из книги человека, описавшего историю своей страны, основываясь на хорошо доступных египетских документах. Манефон делил всюисторию династического Египта на три больших периода - Древний, Средний и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего 30 династий») устанавливается и система мер длины, принятая в Египте во все время существования Египетского царства. Эта система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерений был локоть (равный 52,3 см.) - величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Семь ладоней шиной в 4 пальца каждая равнялись одному локтю. В локте также были деления (равные ширине одного пальца), которые, в свою очередь, состояли из более мелких частей. Основной мерой площади считался «сечат», равный 100кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г..

Сохранившиеся математические тексты Др. Египта (1-ая пол. 2-го тыс. до н.э.) состоят по преимуществу из примеров на решение задач и, в лучшем случае, рецептов для их решения, которые иногда удается понять, лишь анализируя числовые примеры, данные в текстах. Следует говорить именно о рецептах для решения отдельных типов задач, т.к. математическая теория в смысле доказательств общих теорем видимо вовсе не существовало. Об этом свидетельствует, например, то, что точные решения употреблялись без весомого отличия от приближенных. Тем не менее, сам запас установленных математических фактов был, в соответствии с высокой строительной техникой, сложностью земельных отношений, потребностью, а точном календаре и т.п., довольно велик.

2. Химия

Химия в Древнем Египте -- наука исключительно прикладная, причем имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний -- бальзамирование покойников в рамках культа мертвых. Необходимость сохранения тела в порядке в течение вечной загробной жизни требовала создания надежных бальзамировочных составов, не допускавших гниения и разложения тканей.

Химия древних египтян-бальзамировщиков - это всевозможные смолы и соляные растворы, в которых тело сперва вымачивалось, а потом пропитывалось ими насквозь. Насыщенность мумий бальзамами была порой настолько высока, что ткани с течением веков обугливались. Так, в частности, произошло с мумией фараона Тутанхамона - жирная кислота, содержавшаяся в ароматических маслах и бальзамах, вызвала полное обугливание тканей, так что облик фараона сохранил лишь знаменитый гроб из чистого золота.

Другой аспект применения химических знаний - стекловарение. Фаянсовые украшения, бусы из цветного стекла -- важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян. Богатая цветовая гамма украшений, попавших в руки археологов, убедительно демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья.

То же самое можно сказать и о кожевенном деле, и о ткацком. Дубить кожу египтяне научились в глубочайшей древности и применяли в этих целях природный танин, которым богаты семена акации, произрастающей в Египте. Разнообразные природные красители использовались и при выделке тканей -- льняных и шерстяных. Основные цвета -- синий, для получения которого применялась краска индиго, и желтый. Богатейшей цветовой палитрой пользовались египетские художники: росписи времен Древнего, Среднего и Нового царств, сохранившиеся до вашего времени в сухом воздухе погребальных камер. Ничуть не утратили своего многоцветья, что как нельзя лучше характеризует качество красителей, применявшихся египтянами.

3. Медицина

Обширные медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два -- большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита.

Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гробниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхотепа I (XVI в. до н. э.). На этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицинские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве.

Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д.

В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свойства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайней мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

Египетских докторов учили, прежде всего, определять симптомы болезни, а затем производить обследования и анализы. Их инструктировали подробно записывать данные своих наблюдений и обследований. Есть сведения о том, что египетские врачи должны были после обследования сказать, могут они вылечить больного или нет. Иногда они делали хирургические операции. Хирурги прокаливали свои инструменты на огне перед операцией и старались соблюдать в максимальной чистоте больного и все, что его окружает.

Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в соседние страны по приглашению их владык. Одна из настенных росписей в гробнице эпохи Нового царства показывает чужеземного царевича, приехавшего в Египет со всей своей семьей, чтобы проконсультироваться с египетским врачом. Врачи проходили обучение у своих старших и опытных коллег, живя какое-то время в их семьях. По всей видимости, в Египте существовали и медицинские школы. Так, есть свидетельство о существовании специальной школы для акушерок. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи.

Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга. Они знали, например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела, и наоборот. Хотя они не совсем понимали систему кровообращения. Они знали только, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме. Пульс они называли «передающим сообщения сердца».

Заболевшему египтянину незачем было знать, чем именно он болен. Гораздо сильнее его интересовало, сможет ли врач его исцелить. Такой подход к делу врача нашел отражение в рекомендациях: «Скажи ему (т.е. больному) только: "С этой болезнью я справлюсь", или "С этой болезнью я, возможно, справлюсь", или "С этой болезнью я не справлюсь", но скажи ему это сразу».

Разумеется, древнейшей и важнейшей отраслью медицины в Древнем Египте была фармакология. До наших дней дошло немало различных рецептов снадобий, изготовлявшихся из растительных и животных ингредиентов. В этой сфере наука и точное знание особенно тесно взаимодействовали с магическими ритуалами, без которых вообще не мыслилась древнеегипетская медицина, как и медицина любой другой древней цивилизации. Следует отметить здесь же, что врачи изначально принадлежали к сословию жрецов. Лишь в довольно поздний период, не ранее Нового царства, медицинские трактаты выходят из стен писцовых школ, учреждений светских. Вероятно, вследствие упадка влияния храмов, наступившего по окончании Нового царства, медицина в значительной степени секуляризовалась. Но религия по-прежнему играла важную роль в лечении заболеваний, особенно если речь шла о психологических проблемах. При лечении всегда читались молитвы, и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их произнесение. Люди часто обращались в храмы этих богов, чтобы излечиться. При храмах жили доктора, которые были одновременно и жрецами. В некоторых случаях больным разрешалось провести ночь в храмовом помещении рядом со святилищем. Египтяне верили, что больного может исцелить чудо. Если же чуда не произойдет, в этом случае больному будет послан вещий сон, на котором врач сможет основать дальнейшее его лечение.

4. Астрономия

С глубокой древности основным источником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила, делать какие-то прогнозы относительно обилия паводковых вод. Наблюдения за звездами египетские жрецы вели, вероятно, с момента возникновения первых поселений в долине Нила. За века они накопили значительное количество астрономических данных, позволявших делать достаточно точные метеорологические прогнозы -- вероятно, как долговременные, так и краткосрочные. Помимо чисто прикладной стороны наблюдения за небом носили и отчасти теоретический характер. Так, известно, что еще астрономы Среднего царства составляли карты звездного неба, видимого в Египте. Такие карты сохранились в росписях на потолке некоторых древнеегипетских храмов. Помимо Сета--Сириуса, важнейшей звезды для древних египтян, на этих картах присутствует Гор -- Венера, Вечерняя звезда. Видимо, именно от древнеегипетских жрецов пошла традиция изображать на картах звездного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звездами и планетами. Таблицы положения звезд и небесных тел помогали египетским астрономам при определении пространственного положения. Умели жрецы-астрономы, и предсказывать солнечные затмения, даже исчислять их продолжительность. Однако эта сторона астрономических познаний была безраздельной тайной высшего жречества. Сельскохозяйственный годовой цикл привел к необходимости создания календаря. Древнеегипетский солнечный календарь -- поистине шедевр точности древних астрономов. По большому счету именно этот календарь лег в основу тех календарей, которыми человечество пользуется и сегодня. Год начинался в апреле -- в тот день, когда на рассветном небе восходил Сириус, звезда, которую древнейшие обитатели долины Нила называли Сетом. Предрассветный восход Сета--Сириуса предвещал долгожданный подъем воды в Ниле и начало нового жизненного цикла. Египетский год длился 365 дней. Цикл разлива Нила диктовал деление на три времени года -- паводок, высыхание вод и ила на полях и засуха. В каждом из сезонов было по четыре месяца, и каждый месяц посвящался определенным сельскохозяйственным работам. Месяцы были равными, по тридцать дней, и делились на три декады. Последние пять дней добавлялись в конце года, чтобы соотнести его с солнечным циклом. Недостаток этого календаря заключался лишь в том, что год календарный и год солнечный не совпадали полностью. Древние египтяне не знали о високосном годе, поэтому с течением времени накапливались довольно значительные расхождения между солнечным и календарным годом -- один день в четыре года, почти месяц за столетие.

Египетский день состоял из 24 часов, и для измерения времени существовали два вида часов -- солнечные и водяные. Кроме того, в ночное время суток время можно было определить и по положению звезд, пользуясь теми же астрономическими таблицами.

Второй древнеегипетский календарь был основан на фазах Луны. Так как лунный месяц состоит из 29,5 дней, в этот календарь постоянно необходимо вносить поправки. Однако им продолжали пользоваться для вычисления дат некоторых религиозных церемоний. Первый календарь, предусматривающий деление года на 365 дней, был введен еще в эпоху Древнего царства, возможно царем Имхотепом. Так как в году насчитывается 365,25 дня, то этот календарь стал постепенно отставать от даты наступления нового года, рассчитываемой по положению Сопдета. После посещения Египта Юлий Цезарь приказал ввести его по всей Римской империи. Вариант этого календаря, известный под названием юлианского, использовался в Европе до тех пор, пока в XVI в. не был создан грегорианский календарь -- тот самый, которым мы пользуемся и сегодня.

5. Школа

Время сохранило много египетских надписей и папирусов. Это говорит о высоком уровне грамотности у египтян. Единой системы обучения не было. Школы находились при храмах и государственных учреждениях, отдельных школьных зданий не строили. Известны примеры, когда дети начинали ходить в школу в возрасте пяти лет.

Сначала учили писать и читать. Младшим школьникам для упражнений в письме выдавали разлинеенные глиняные черепки или плоские каменные дощечки. Ценный папирус получали только учащиеся старшего возраста. Каждый ученик самостоятельно готовил чернила черного и красного цвета. Основной текст писали черным цветом, а красным -- заглавия и первые строки.

Учителей по отдельным предметам не было. Учили в основном писцы. Обязательным было заучивание наизусть стихов, религиозных произведений.

Существовали высшие школы для будущих военных и послов в другие страны. В них учащиеся обязаны были быстро отвечать на такие, например, вопросы: «Сколько нужно кирпичей для сооружения площадки определенных размеров? Как поставить на основание большую скульптуру? Сколько нужно работников для перевозки колонны определенной длины и веса?» В таких школах учили музыке, плаванию, прыжкам, бегу. В окружении фараона были чиновники с хорошим знанием иностранных языков.

Таким образом, древние египтяне одни из первых самостоятельно создали совершенную для своего времени письменность, достигли значительных успехов в медицине, математике, астрономии. Их календарь почти не отличается от того, каким пользуемся мы. Они умели воспитывать образованных людей.

Заключение

Потребности производства, социально-экономического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний - математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность же позволила их фиксировать и передавать следующим поколениям.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.

Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки в собственном смысле слова; можно говорить только о ее элементах, которые пользовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно связана с мифологией, религией и магией.

Список использованных источников и литературы

1. Большая Советская Энциклопедия (том 9 и 15). А. М. Прохоров. - М.:Советская энциклопедия, 1972.

2. Всемирная история. М.А. Ксенова, С. Исмаилов. - М.: Аванта+, 1993.

3. Всемирная история. Бронзовый век. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич. - М.:АСТ, 2002.

4. История Востока. Том 1: Восток в древности. Р. Б. Рыбаков. - М.:Восточная литература, 1999.

5. История мировой культуры. С. Карпушина, В. Карпушин. - М.:NOTA BENE, 1998.

6. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. А. Зайцев, В. Лаптаев, А. Порьяз. -М.: Олма-Пресс, 2000.

7. Ранние цивилизации. Сьюзан Пич, Эни Миллард. -М.:Росмен 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Письменность в древнем Египте. Демотическое письмо как один из видов скорописи. Медицина в Древнем Египте. Основы для приготовления лекарств. Практика бальзамирования в Древнем Египте. Правила счёта древних египтян. Эволюция древнеегипетских судов.

    презентация , добавлен 10.04.2016

    Специфика развития научных знаний в Древнем Египте и их особые черты. Развитие точных и естественных наук, врачебного искусства. Процесс накопления знаний, которые носили прикладной характер. Значение древнеегипетской науки в развитии других цивилизаций.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    История и география, природа и климат Древнего Египта. Особенности быта и культуры древних египтян, их отличие от других народов в еде. Характерные черты религии этой цивилизации. Искусство врачевания. Взгляды и мнения Геродота на жизнь в Древнем Египте.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Отношение древних египтян к смерти. Обряд мумификации покойного. Право жрецов на бальзамирование. Основные способы мумификации в Древнем Египте. Удаление мозга и всех внутренностей тела. Помещение внутренностей в специальные сосуды с бальзамом - канопы.

    презентация , добавлен 23.06.2014

    Географическое расположение Египта. Возникновение государства в Нильской долине и появление династий фараонов. Культура и религия Древнего Египта. Амулеты и важнейшие символы египтян. Достижения древних цивилизаций. Современные крупные города Египта.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Направления военных походов египтян. Государственный строй Древнего Вавилона. Система законов царя Хаммурапи, перечень преступлений и наказаний. Государственный строй древнего Египта. Укрепление авторитета Фараона. Основные черты права Древнего Египта.

    презентация , добавлен 31.05.2012

    XIX век и его место в истории России. Прогрессивное развитие науки. Разделение научного труда. Инновации в математике. Эффективность применения математики в естествознании. Открытия в области физики. Развитие химии в XIX столетии. Астрономия в России.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Египетский храм - священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Ювелирные изделия древних египтян. Великие владыки Египта. Роль Древнего государства в истории мировой культуры.

    презентация , добавлен 06.02.2015

    Распространение типа храма с четким прямоугольным планом в период Нового царства. Архитектура заупокойных храмов и гробниц. Рельефы на стенах храмов как отражение мироощущения древних египтян. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, выстроенный близ Фив.

1. Материальная культура Египта

1.1 Архитектура

От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много - и практически ничего. Очень много - потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало - потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнегипетского зодчества - храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Погребальные сооружения - древнейшая область приложения сил египетских архитекторов. Первоначально гробницы знатных людей представляли собой помещения, вырубленные в толще скального грунта или вырытые в земле и укрепленные изнутри каменной кладкой. Эти погребения-масштабы начинаются узким коридором, под углом ведущего в подземелье - собственно погребальную камеру с одной, реже - с двумя-тремя комнатами. В этих комнатах располагался гроб с телом покойного и вещи, что могли понадобиться ему в загробной жизни. Сверху вход в могилу закрывала невысокая плоская плита (отсюда и название).

Когда археологи и историки проникла в пирамиды, давно разграбленные неведомыми кладоискателями, и составили план подземелий, оказалось, что конструкция погребальных камер та же, что и в мастабах более раннего периода. В архитектурном плане пирамиды интересны не своими подземными коридорами, как правило, не отличающимися замысловатостью.

Пирамиды гробницы фараонов Древнего царства, действительно древнейшие образцы собственно архитектурного творчества древних египтян, дошедшие до наших дней. С архитектурной точки зрения, пожалуй, более прочих интересна самая первая из воздвигнутых египтянами пирамид - сравнительно невысокая ступенчатая пирамида Джосера (изображена на рисунке 2), фараона III династии. Подлинным шедевром древнеегипетской архитектуры является не столько пирамида сама по себе, сколько весь погребальный комплекс, остатки которого до сих пор виднеются рядом с пирамидой близ города Саккара.

Погребальный комплекс Джосера, спроектированный и возведенный родичем и верховным советником фараона Имхотепом, состоит из самой ступенчатой пирамиды, под которой находится погребальная камера, и нескольких храмов и более мелких культовых построек, объединенных общей стеной. В плане этот громадный мавзолейный комплекс представляет собой прямоугольник. Современная реконструкция позволила воссоздать макет этого шедевра древней архитектуры, в котором все постройки гармонично дополняют одна другую и создают идеальный ансамбль.

Поразителен и художественный аспект этого погребального комплекса. Внешняя и внутренняя отделка элементов конструкции зданий обработана «под дерево». Каменные перемычки и балки, каменные колонны внутри зданий повторяют не только внешний вид, но и пропорции, присущие деревянным элементам. Глазурованные плитки, которыми была отделана часть помещений, расписаны так же, как плетеные циновки, украшавшие стены обычных домов египтян.

Сама пирамида Джосера, очевидно, представляет собой в конструктивном плане переходный этап от мастабы к пирамиде. Во времена Имхотепа, первого египетского инженера-строителя, чье имя сохранилось для потомков, камень, видимо, только начинали широко использовать для строительства монументальных сооружений, и технология еще не была разработана. Лишь позднее, во времена IV династии, были возведены Великие пирамиды Гизы - усыпальницы царей IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина.

Сами по себе эти три пирамиды уже являются лучшей иллюстрацией мастерства египетских строителей и стремительного прогресса архитектурной и инженерной мысли египтян. Крупнейшая из трех - пирамида Хеопса - представляет собой сооружение высотой сто сорок семь метров. Угол между гранями пирамиды почти равен золотому сечению. В древности пирамида была облицована полированным известняком, однако со временем облицовочные плиты отвалились или были содраны и использованы на других строительствах.

Никакие цифры не позволят составить более-менее яркое представление о Великой пирамиде Хеопса (изображение приведено на рисунке 3). И все-таки попробуем: высота пирамиды - 146,6 м. Длина нижней грани у основания пирамиды - 233 м. Вес каменных блоков, пошедших на ее изготовление - от 2 до 30 тонн. Общее количество этих блоков - два миллиона триста тысяч. Срок строительства - двадцать лет плюс десять лет, затраченных на подготовку дороги от каменоломен к строительной площадке. Количество работников, возводивших пирамиду - по сто тысяч человек каждый год, работавших посменно на «царских работах».

То, что пирамиды возводились с применением инженерной техники, более сложной, чем простые системы блоков и рычагов, очевидно. Точность подгонки многотонных каменных блоков друг к другу настолько высока, что ее вряд ли было возможно добиться одним лишь использованием мускульной силы сотен тысяч строителей. По меньшей мере, египетские инженеры обладали великолепными измерительными инструментами. Способ же установки каменных глыб остается загадкой до сих пор, хотя выдвигались и продолжают выдвигаться самые различные гипотезы на этот счет.

В эпоху Среднего царства общее направление заупокойной архитектуры изменилось. Прежде всего, фараоны более не воздвигали себе усыпальниц, способных соперничать с пирамидами Древнего царства. Царские усыпальницы стали гораздо скромнее и меньше размерами, хотя по-прежнему доминировала пирамидальная форма надгробия. Основной упор в погребальном комплексе делался отныне не на саму гробницу, а на заупокойный храм (эти храмы еще со времен пирамиды Джосера стали обязательным элементом любой гробницы, но на фоне Великих пирамид заупокойные храмы, игравшие центральную роль в посмертном культе царя, оказывались практически незаметны). С возрастанием роли храмов вырос и уровень их архитектурного исполнения. В эпоху Среднего царства были заложены и разработаны основные принципы египетского храмового строительства, доведенные до апогея в богатом Новом царстве.

Зато несравненно большей пышностью отличаются гробницы знати эпохи Среднего царства. Возросшее и укрепившееся влияние номархов в стране позволило им обеспечивать себя после смерти с пышностью, способной потягаться с усыпальницей самого фараона. Номархи Среднего царства строят свои посмертные обиталища в скалах, вырубая в недрах горного массива величественные храмы с колоннадами, превосходные как по внутренней отделке помещений, так и по техническому решению - проблема, как и в случае с пирамидой Хеопса, состояла не столько в том, чтобы прорубить в толще скалы коридоры и комнаты, сколько в том, чтобы вся конструкция выдержала неимоверную тяжесть.

Наконец, эпоха Нового царства явила собой вершину пышности и великолепия в архитектуре. Речь уже не идет только о заупокойных сооружениях. Храмы и дворцы, возводившиеся живыми для живых в эти времена невиданного расцвета и богатства Кеми, поистине великолепны. Храмы в эпоху Нового царства в основном строили прямоугольными, выходящими фасадом на Нил. Помимо нескольких колонных залов, их богато украшали статуями, настенными рельефами и росписями.

Последующие века уже не привнесли ничего принципиально нового в архитектуру - ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по линии технической. Поздний и эллинистический периоды истории Египетского царства отмечены лишь разработкой концепций былых времен. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.

Живопись и рельефы

Правильнее было бы сказать «рельефы и живопись», так как изобразительное искусство древних египтян началось с рельефов на камне. В этой области египетские художники вырабатывали основные приемы, легшие в изобразительный канон, не менявшийся на протяжение всей истории Кеми.

Первые рельефы, дошедшие до нас - шиферные таблички-палетки, служившие для растирания красок, использовавшихся в ритуалах. Сами по себе эти пластинки из серо-зеленоватого камня могут быть названы произведениями искусства. Многие таблички, которым более шести тысяч лет, весьма тщательно вырезаны в форме животных. Знаменитая на весь мир «табличка Нармера» как раз и представляет собой образчик дощечки для растирания красок. Углубление для краски в ней решено в художественном плане невероятно изящно. На лицевой стороне пластинки изображены два хищника, переплетающие необычно длинные шеи. Кольцо, образованное шеями, служит бортиком углубления для красок. Рельеф с изображением фараона и иероглифическим сообщением об объединении Нармером страны - оборотная сторона таблички, служившей, по-видимому, скорее изящным сувениром, чем реальным культовым предметом.

Этот самый рельеф, древнейший из дошедших до нас, уже поражает мастерством неведомого резчика, сумевшего аккуратно и искусно вырезать на небольшой (64 см в высоту) каменной пластине целое повествование, полное символических изображений.

Становление искусства высокого и низкого рельефа происходит в Египте в эпоху Древнего царства. Стены всех гробниц этой эпохи покрыты великолепными рельефами, вырезанными в камне с необычайным тщанием. Технически рельефы Древнего царства делились на выпуклые и врезные. Сюжеты этих рельефов сводятся к двум темам - сцены из загробной жизни и сцены хозяйственной деятельности.

Искусство рельефа носило глубоко символический, магический характер. Все элементы и фигуры изображались не просто так, а в соответствии с четкой логикой. Художник должен был изобразить вельможу в наиболее характерной для него позе, земледельца - так, чтобы сразу было ясно, что это земледелец, а не ремесленник. Фигуры в рельефах Древнего царства - более символы, чем жанровые сценки. Их истинное назначение - указывать на явление, а не изображать его впрямую. Лишь со временем этот канон несколько смягчится. Уже в эпоху Среднего царства, не говоря уже о новодинастических изображениях, в жанровых сценках появляется живость изображения. Рядом со сборщиками плодов в саду можно увидеть мальчика, просящего угощения, женщина из «дома госпожи» глядится в круглое зеркальце, подкрашивая губы кисточкой, позы танцовщиц более пластичны, чем на древних изображениях.

Важная цель рельефов - служить летописью царствования фараона или историей беспорочной службы чиновника. Но и в этом плане - если раннединастические рельефы довольно скупо сообщают о событии, то рельефы Нового царства снабжают его массой деталей. В новодинастических рельефах масса мелких деталей, многофигурные сцены (например, сцены военных походов или строительства гробницы, к которой сотни крошечных фигур работников тянут громадную статую).

Изначальная символичность изобразительного искусства сказалась на очень быстром формировании канона. Уже раннединастические рельефы обладают всеми обязательными чертами, без которых не обходится ни одно изображение поздних времен. Во-первых, четкое пропорциональное соотношение фигур. Фараон на рельефе уступает высотой божеству, военачальник примерно вдвое ниже фараона, а рядовой египтянин и вовсе почти незаметен. Во-вторых, характерная манера изображать человека: ноги в профиль, туловище анфас, лицо в профиль, глаза анфас. Это позволяет понять важный нюанс древнеегипетского искусства. Египтяне изображали мир объективно, а не субъективно - каким он был, а не каким представлялся. От каждого изображаемого элемента бралось самое характерное, и характерные детали объединялись в пусть не вполне характерное, зато узнаваемое изображение.

Зачастую такой подход нарушает примитивный временной принцип - скажем, в рельефах, посвященных хозяйству «пер джет», крестьяне, сеющие зерно, вспахивающие землю и собирающие урожай, изображались не в трех разных местах, а в одной полоске последовательных, ничем не разделенных рисунков - это наилучшим образом передавало идею непрерывности земледельческих работ.

Довольно долгое время рельефы оставались просто вырубленными в камне картинами. Лишь начиная с самого конца эпохи Древнего царства их начали раскрашивать. Постепенно появился и новый тип изображений - росписи на стенах гробниц, соседствующие с раскрашенными рельефами. Особенно много росписей осталось от эпохи Нового царства. Что касается тематики и особенностей росписей, то к ним применимо все то, что было сказано выше о рельефах.

Существенной композиционной характеристикой гробничных изображений была их линейность. Все подчинялось вертикальным столбцам, в которых мастера писали тексты - летописи и «исповеди», могущие понадобиться покойнику на суде Осириса. Сюжетные сценки имели второстепенное по сравнению с текстами значение, иллюстрируя их.

Символичность изображений проявлялась в идеализировании предмета изображения. Фараон или номарх на всех росписях и рельефах на голову или больше превосходят всех остальных участников сценки, они воплощают физическое совершенство и силу. Это, несомненно, было требованием магической стороны изобразительного искусства, чрезвычайно важной для его понимания.

Канон изобразительного искусства не менялся никогда. Даже фараон-реформатор Эхнатон, чьи сохранившиеся до наших дней изображения передают облик довольно болезненного человека со скорее женственной фигурой и большим животом, не затронул своими указами в области изобразительного искусства относительной пропорциональности фигур сообразно их значимости, не отменил линейность изображения. Таким изобразительное искусство Древнего Египта и дошло до наших дней.

Скульптура

Как и все остальные области изобразительного искусства, древнеегипетская скульптура составляет часть религиозно-магической практики этой цивилизации. Все без исключения статуи, сохранившиеся до наших дней, представляют собой часть культа. Прежде всего, речь идет о культе заупокойном. Статуи, имеющие то или иное символическое значение, были обнаружены уже в захоронениях времен Раннего царства.

Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его ка беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Еще с древнейших, додинастических времен существовал обычай класть в гробницу несколько десятков мелких фигурок, символизировавших рабов и слуг. Обычай хоронить жен и слуг вместе с покойным существовал лишь в самых богатых захоронениях, причем сравнительно поздней эпохи.

Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. Форма и материал, значимые изобразительные элементы, обладающие символической важностью, диктовались именно культовыми соображениями. Уже в статуях Раннего царства складываются канонические элементы древнеегипетской скульптуры. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Все без исключения статуи делались фронтальными. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколь спереди.

Позы у статуй - правильные, симметричные. Характерная особенность египетской скульптуры (заметим в скобках, как и всей древневосточной) - выдвинутая вперед левая нога статуи, особенно на статуях фараонов. Довольно быстро сложились два основных положения скульптурных изображений - ростовое и сидячее, так называемая «поза пирамиды». Начиная с эпохи Среднего и Нового царства знатных людей нередко изображали сидящими на стуле. Сохранилось несколько парных статуй последнего рода - фараоны и их жены, чьи деревянные статуи «сидели» на тронах в гробнице.

У ростовых скульптур - спокойная, устойчивая осанка, придавая которую, скульпторы стремились передать уверенность и силу. Особенно хорошо это выражено в деревянных статуях черных воинов, охранявших вход в гробницу Тутанхамона (Новое царство). Ростовые статуи отличаются также преувеличенно ярко переданной физической силой и совершенством, великолепно проработанной, хотя и несколько условной мускулатурой.

Среди статуй в «позе пирамиды» наиболее известна статуя писца, изображающая вельможу, служившего писцом при одном из фараонов Древнего царства. Знатный царедворец изображен в позе, наиболее характерно обозначающей его профессию - скрещенные ноги, на коленях - лист папируса, в руке перо для письма, взгляд устремлен прямо перед собой, внимание как бы сконцентрировано на том, чтобы поймать из уст правителя слова, которые тот продиктует. «Позой пирамиды» подобная поза называется за соответствующие пропорции - в плоскостном плане статуя писца и подобные ей точно вписываются в пирамиду - геометрическую фигуру, столь любимую древнеегипетскими художниками за устойчивость. Как видим, подобно архитектуре, символизм был одним из наиболее важных элементов скульптуры древних египтян.

Символична и симметрия в изображениях, передающая идею гармонии и совершенства, и основные изобразительные детали. Так, выдвинутая вперед левая нога, по мнению большинства современных исследователей древнеегипетского искусства (в основном, на Западе), символизирует попрание сил зла. Данный элемент является общим практически для всех древнейших культур, причем везде ему сообщается один и тот же смысл. Недаром чаще всего выдвинутая вперед левая нога - непременная деталь всех скульптурных изображений правителей в различных областях Древнего Мира.

Статуи, как правило, раскрашивали, причем в окраске соблюдался такой же строгий канон, как и в самой скульптуре. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские - в светло-желтый тон. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Инкрустация глаз статуй - отдельная тема для исследований в египтологии. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. И действительно, инкрустированные глаза древнеегипетских статуй - своего рода шедевры. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя. Под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, мастер нередко подкладывал отполированный кусок темного дерева. Свет, отражаясь от дерева и преломляясь в хрустале, создавал оптический эффект живого взгляда статуи. Инкрустированные глаза - визитная карточка египетских статуй, их неповторимая деталь. К сожалению, статуй с целыми глазами сохранилось до наших дней не так много.

Портретная сторона скульптурных изображений развилась уже после того, как оформился весь канон искусства. Статуи Древнего царства портретны еще несколько условно, подлинная портретность появляется лишь начиная с эпохи Среднего царства и достигает наивысшего уровня в эпоху Нового царства. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Очевидно, трансформации заупокойного культа были в этот период таковы, что статуи стали играть в нем ведущую роль, а следовательно, надлежало делать портрет как можно более близким к оригиналу. Индивидуальные черты внешности проявляются на этих портретах в той же степени, что и характерные детали облика, присущие изображаемому по роду деятельности или согласно художественному канону.

Мелкая скульптура - статуэтки, укладывавшиеся в гроб вместе с усопшим - очень быстро сформировалась в особый жанр характерных фигурок-ушебти. Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу - позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы. Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, «оживляя» персонажей. Ушебти - «ответчик», статуэтка, чья роль заключалась в символической «помощи» усопшему в загробной жизни.

Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного искусства. Статуи правителя устанавливают в храмах, посвященных фараону, вдоль дорог, ведущих к храму. Появились скульптуры, несшие не только художественную, но и дополнительную архитектурную нагрузку, выступавшие в качестве опорных элементов строений. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.

В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Уже на очень ранних этапах египетские художники стремились уловить и передать общее через частное, выразить в фигурке писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его ремесло, в статуе фараона или верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя и безграничность этой власти.

Реализм - и в технике изображения. Египетские статуи обладают совершенными пропорциями (как сидячие, так и ростовые), скульптурные портреты лишены упрощенности и условности. Единственная, пожалуй, уступка условности - уже отмечавшаяся выше тенденция гипертрофии физического совершенства. Так, у статуй, сидящих на стульях или тронах, пространство между голенями закрашивали черным цветом. не акцентируя внимание зрителя на реальной толщине ног и визуально укрупняя их. То же относится и к передаче рук мужчин.

Идеализация в скульптуре исчезла лишь во времена фараона Эхнатона. При нем скульптурные портреты были максимально приближены к реальности. Особенно хорошо это заметно на портретах самого фараона. Те немногие статуи, что уцелели от эпохи беспощадной борьбы наследников фараона-солнцепоколонника с его культом и с его личностью, рисуют облик болезненного и физически неразвитого молодого человека. Эта скульптурная школа - подчеркнуто, где-то даже гротесково натуралистическая (известная как амарнская - от названия селения Эль-Амарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона) оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как в самом Египте, так и за его пределами.

После окончания Нового царства египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.

Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин - раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции.

Но и немало произведений научного характера.

Из наук особенно развита была в Египте математика. Правда, числовая система египетских математиков была довольно громоздкой. Никаких попыток придать цифрам позиционное значение не делалось.

Черточка у египтян всегда означала единицу, дужка – всегда десяток, вьющаяся веревка – сотню, цветок лотоса – тысячу. Чтобы написать, например, девять тысяч, требовалось девять раз подряд начертить цветок лотоса.

Древнеегипетский писец Маа-ни-амон. Эрмитаж

Несмотря на все эти трудности и недостатки, древнеегипетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. В геометрии уже вычислялась площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру (последнее с ошибкой всего на две сотых).

Египетская астрономия также достигла больших успехов. Египтяне наблюдали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила (конечно, это совпадение было случайным). Древнеегипетский календарь был солнечным. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц – на три декады. Лишние пять дней считались праздничными и не включались ни в один месяц.

Дошли до нас и медицинские египетские папирусы. Многое в их рецептах кажется теперь наивным. Употребляются такие лекарства, как толченое копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Однако некоторые научные наблюдения точно выявили благотворное (или вредное) действие тех или иных трав. Делались и теоретические обобщения. Уже имелось представление о законе кровообращения. Что касается хирургии, то особенно славились египетские глазные врачи, которых в VI в. до н. э. привлекали даже ко двору персидских царей .

Имелись в Древнем Египте и зачатки географической науки, где наблюдалось стремление к известной систематике. Землю представляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной у египтян считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной – Север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище душ умерших), а левой стороной – Восток («Страна бога», т. е. Ра). Все это свидетельствует о тесной связи зачатков научных знаний с религиозным , мифологическим восприятием мира.

Народы, по представлениям древних египтян, делились по цвету кожи и языкам, а также на обитателей долины Нила, жизнь которых зависит от благодетельной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (атмосферные осадки).

Сохранились географические карты Древнего Египта (например, детальная карта района золотых рудников в Аравийской пустыне). До нас дошла древнейшая в мире летопись, охватывающая свыше пяти веков. Однако широких исторических обобщений в египетской науке не делалось, и перемены в жизни государства объяснялись волей богов и моральными качествами людей.



Статьи по теме: