Раскопанные воспоминания: хроники Лодзинского гетто в фотографиях Генрика Росса. Ужасы варшавского гетто в запрещённых фотографиях Вилли Георга

Пожилого еврея заставили стоять возле кладбища, надев ему на шею «еврейскую звезду». Люблин, Польша

Наверное, единственное, в чем поляки охотно и в массовом порядке сотрудничали с гитлеровцами, так это в уничтожении евреев. Случаи помощи евреям были настолько редки, что об этом пишут книги и снимают фильмы. Накануне немецкой оккупации еврейская община Польши насчитывала 3 300 000 человек. Она была самой крупной в Европе и составляла 10 процентов от общего населения страны.
После войны в живых оставалось всего 380 000 польских евреев. Сегодня в Польше их менее тысячи.
Из еврейских погромов, учиненных поляками во время гитлеровской оккупации наиболее известен пожалуй погром в Едбавне. Сначала поляки убивали евреев в Едбавне и его окрестностях по одиночке — били палками, забивали камнями, отрубали головы, оскверняли трупы. 10 июля 1941 г. поляки собрали около 40 человек из числа оставшихся в живых евреев на центральной площади города. Им было приказано разбить установленный там памятник В.И. Ленину. Затем их заставили под пение советских песен вынести за город обломки этого памятника, которые были затем захоронены на еврейском кладбище. Во главе этой траурной колонны шел местный раввин. После этого всех евреев, в том числе женщин и детей, завели в пустой амбар, хладнокровно расстреляли, а тела закопали там же. Однако этим дело не ограничилось. К вечеру в этот амбар согнали остальных евреев из числа жителей Едбавне, включая женщин и детей, и сожгли заживо. Общее количество жертв составило не менее 1600 человек.
Несколько немецких шуцманов, присутствовавших при этом, не вмешивались.
Лет десять назад мне пришлось стать свидетелем страшного разговора. Корреспондентка (американка, как помнится) задала вопрос пожилой польке, свидетельнице произошедшего, рассказывавшей о погроме: "Как Вы относитесь к этим событиям сегодня, почти 60 лет спустя?" Ответ меня потряс до глубины души: "Я сама сегодня сделала бы тоже самое". Может я и усомнился бы в ее ответе, если бы на вопрос "А что стало с домами и имуществом?" она не ответила совершенно равнодушно "Забрали себе, конечно".
Произошедшее тщательно скрывалось после войны и только в конце мая 2001 года польский католический епископат принес покаяние за истребление евреев в Едвабне. А в июле 2002 и польское правительство официально признало, что преступление было совершено не немецкими солдатами.
Еврея заставляют брить бороду Аврааму Ишаяху Апельштейну, городскому шойхету (квалифицированному резнику). Олькуш, Польша
Стоит ли тогда удивляться, что в докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось: с ноября 1944 года, по декабрь 1945 года (то естб после уъхода гитлеровцев) был убит по доступным сведениям 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:
- нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин , Жешув , Тарнов , Сосновичи).
- шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности.
- убийства с целью грабежа.
- убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большистве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища .
Немецкие солдаты в поезде по дороге в Польшу; на поезде надпись: «Мы едем в Польшу стегать евреев». Германия, 1939
Наиболее известен погром в Кракове 11 августа 1945 года. Начавшись с бросания камней в синагогу он завершился нападением на евреев и их жилье и был прекращен только силами Войск Польского и Советской армии.
Главного раввина города провозят по улицам верхом на мусорном баке с надписью: «Евреи - наше несчастье»; в его руках плакат на немецком языке: «Мы хотели развязать войну». Лодзь, Польша

Второй - 4 июля 1946 года в Кельце. До войны половина населения была евреями. К погрому из 20 тысяч уцелело 200. В основном бывшие узники концлагерей.
Поводом послужил рассказ 8-летнего пацана, исчезнувшего из дома 1 и вернувшегося 3 числа. Его мол похитили евреи и хотели убить. Позже выяснилось, что отец услал его в деревню, где ему и объяснили, что надо говорить.
В 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера !». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито около 40 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.
В ходе погрома были убиты также двое пытавшихся противостоять погромщикам поляков.

Финалом этого погрома стали 9 расстрелянных и трое посаженных поляков. Но цель была достигнута. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000 , в августе 35 000 человек.

Еврейское гетто Кракова было одним из пяти главных гетто, созданных властями нацистской Германии в Генерал-губернаторстве во время немецкой оккупации Польши в ходе Второй мировой войны. Целью создания системы гетто было отделение «годных к работе» от тех, кто впоследствии подлежал уничтожению. Перед войной Краков был культурным центром, где проживало около 60-80 тысяч евреев.
Преследования еврейского населения Кракова начались вскоре после ввода нацистских войск в город 1 сентября 1939 в ходе германского вторжения в Польшу. С сентября евреи были обязаны принять участие в принудительных трудовых работах. В ноябре 1939 все евреи начиная с 12-летнего возраста были обязаны носить опознавательные нарукавные повязки. Было приказано закрыть синагоги по всему Кракову, нацистские власти забрали все еврейские реликвии и ценности.

В мае 1940 германские оккупационные власти объявили, что Краков станет «чистейшим» городом генерал-губернаторства (оккупированной, но не аннексированной части Польши). Был отдан приказ об обширной депортации евреев из Кракова. Из 68-тысячного еврейского населения было разрешено остаться только 15 тысячам рабочих и членам их семей. Всем остальным было приказано уйти из города и расселиться в пригородной сельской местности.

Краковское гетто формально было основано 3 марта 1941 в районе Подгурже, а не в еврейском районе Казимеж. Выселенные из Подгурже польские семьи нашли пристанище в бывших еврейских поселениях вне новообразованного гетто. Тем временем 15 тыс. евреев были помещены в район, где раньше проживало 3 тыс. человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3 167 комнат. Как результат в одной квартире жило по четыре еврейские семьи, а многие менее удачливые евреи жили прямо на улице.
Гетто было окружено стенами, отделявшими его от других районов города. Все окна и двери, выходившие на «арийскую» сторону, были по приказу замурованы кирпичами. Пройти в гетто можно было только через 4 охраняемых входа. Стены состояли из панелей, имевших вид могильных плит, это выглядело как зловещее предзнаменование. Небольшие фрагменты стен сохранились и сегодня.

Юные последователи молодёжного сионистского движения, принимавшие участие в выпуске подпольной газеты HeHaluc HaLohem («Сражающийся пионер»), присоединились к другим сионистам, состоящим в местном отделении «боевой еврейской организации» (польск. Żydowska Organizacja Bojowa) и организовывали сопротивление в гетто, помогая подпольной Армии крайовой. Группа принимала участие в различных акциях сопротивления, включая подрыв кафе «Cyganeria» - места, где собирались нацистские офицеры. В отличие от Варшавского гетто их борьба не привела к общему восстанию перед его ликвидацией.

После 30 мая 1942 нацисты приступили к систематическим депортациям евреев из гетто в близлежащие концентрационные лагеря. В последующие месяцы тысячи евреев были депортированы в ходе операции Кракау, возглавляемой СС-оберфюрером Юлианом Шернером. Сначала евреев собирали на площади Згоды и затем отправляли на железнодорожную станцию в Прокосим. В первую депортацию перевезли 7 тыс. человек, во вторую 5 июня 1942 г 4 тыс. евреев перевезли в концлагерь Белжец. 13-14 марта 1943 нацисты под командой СС-унтерштурмфюрера Амона Гёта провели «окончательную ликвидацию гетто». 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе были перевезены в концлагерь Плашув. 2 тысячи евреев, считавшихся негодными к работе, были убиты прямо на улицах гетто. Все остальные были отправлены в Освенцим.

Лодзинское гетто в Польше - одно из страшнейших мест-свидетельств человеческой жестокости. Оно было организовано нацистами в феврале 1940 года, здесь отбывали заключение преимущественно евреи и цыгане, работая на нужды вермахта. Недавно прошла презентация работ польского фотографа Генрика Росса (Henryk Ross) , который проходил службу в Департаменте статистики при Юденрате. На его снимках - жизнь Лодзинского гетто в годы нацистской оккупации.



На момент начала Второй мировой войны в Польше проживало более 3 млн евреев. Судьба большинства из них - трагична, они жили в изоляции, став рабами оккупантов, многих угоняли в концлагеря. Росс работал спортивным фотожурналистом до войны, с приходом нацистов его вместе с еще 160 тысячами евреев заключили в Лодзинское гетто. Плотность населения здесь достигала 40 тысяч человек на квадратный километр. Исторический район Лодзя нацисты превратили в промышленный комплекс, который выполнял заказы вермахта, снабжая немецкую армию.



На снимках Росса - сцены массовых депортаций евреев в лагеря смерти Хелмно и Аушвиц, редкие минуты радости в дни национальных праздников, будни заключенных. Эти фотографии были сделаны неофициально в 1940-1944 годы, надежно спрятаны во время ликвидации гетто. Автор надеялся, что в будущем эти фотографии послужат важным свидетельством нацистских зверств в Лодзе.





Росс рассказывал, что для работы в Юденрате ему выдали камеру, поэтому он получил возможность делать не только снимки, требуемые для отдела статистики, но и выходить на улицы, чтобы запечатлевать настоящее положение дел. Он прекрасно осознавал, что при выявлении этих снимков ему и его семье грозит мучительная смерть, но продолжал свое занятие из чувства гражданского долга.




Ассистентом Росса была его жена Стефания, именно она прятала фотоаппарат мужа, когда они выходили на улицу. В нужный момент она доставала камеру Россу, убедившись, что за ними никто не наблюдает. Открыто снимать было опасно, например, фотографии депортации евреев были сделаны через небольшую дыру в стене на железнодорожной станции.

В Восточной Европе жили миллионы евреев. После оккупации Германией Польши в 1939 г. под немецкий контроль попали более двух миллионов польских евреев. Когда Германия вторглась в СССР в июне 1941 г., во власти нацистов оказались еще несколько миллионов евреев. Немцы намеревались контролировать многочисленное еврейское население, согнав его в специально отведенные зоны городов, называемые «гетто» или «еврейскими кварталами». В общей сложности на оккупированных территориях гитлеровцами было организовано не менее 1 000 гетто. Самое крупное гетто находилось в столице Польши Варшаве; в нем содержалось почти полмиллиона евреев.

Многие гетто были организованы в населенных пунктах, где евреи были сосредоточены еще до войны. Евреев и некоторых цыган транспортировали в гетто также из соседних регионов и Западной Европы. В октябре-декабре 1941 г. тысячи немецких и австрийских евреев были депортированы в гетто Восточной Европы. Для гетто немцы обычно выбирали самые старые и разрушенные городские кварталы. Иногда им приходилось выселять жителей нееврейского происхождения из их домов, чтобы освободить место для еврейских семей. Многие гетто были огорожены заборами из колючей проволоки или стенами; входы охранялись местной и немецкой полицией, а также эсэсовцами. Во время комендантского часа ночью жители были обязаны оставаться в квартирах.

В польских городах Лодзи и Варшаве непосредственно через середину гетто проходили трамвайные линии. Вместо того чтобы изменить маршруты, нацисты приказали обнести линии оградой и охранять, чтобы евреи не могли сбежать в трамваях. В будни на трамваях добирались на работу жители остальной части города, в воскресный день некоторые специально ездили на них, чтобы поглазеть на заключенных гетто и покуражиться над ними.

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ

12 ОКТЯБРЯ 1940 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ГЕТТО

Немецкое командование издает приказ об организации в Варшаве гетто. Все варшавские евреи согнаны в специально отведенную зону, которую в ноябре 1940 г. отделяют от остального города. Зону огораживают стеной высотой более 3 метров с колючей проволокой наверху. Немцы тщательно охраняют границы гетто, не допуская контактов его жителей с остальной Варшавой. Варшавское гетто - самое крупное из всех как по площади, так и по числу жителей. Более 350 000 евреев - примерно 30 процентов городского населения - заключены на клочке земли, составлявшем примерно 2,4 процента всей площади города.

22 ИЮЛЯ 1942 г.
ДЕПОРТАЦИЯ ВАРШАВСКИХ ЕВРЕЕВ В ЛАГЕРЬ СМЕРТИ ТРЕБЛИНКА

В период между 22 июля и серединой сентября 1942 г. более 300 000 людей депортированы из Варшавского гетто: более 250 000 из них поступают в лагерь смерти Треблинка. Депортируемых направляют в Умшлагплатц (пункт депортации), который соединен с железнодорожной веткой Варшава - Малкиния. Их сажают в товарные вагоны и отвозят главным образом через Малкинию в Треблинку. Подавляющее большинство депортированных уничтожают по прибитии в Треблинку. В сентябре, по окончании массовой депортации 1942 г., в гетто остается только около 55 000 евреев.

19 АПРЕЛЯ 1943 г.
ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ В ВАРШАВСКОМ ГЕТТО

Немецкое командование принимает решение уничтожить Варшавское гетто и в апреле 1943 г. объявляет о новых депортациях. Возобновление депортаций служит сигналом к вооруженному восстанию в гетто. Большинство жителей гетто отказываются явиться к месту депортации. Многие прячутся от немцев в предварительно подготовленных бункерах и укрытиях. Еврейские бойцы завязывают бои с немцами на улицах, атакуют из потайных бункеров. Чтобы принудить население выйти из укрытий, немцы поджигают гетто, и пожар не оставляет от него камня на камне. 16 мая 1943 г. сражение заканчивается. Тысячи евреев убиты, большую часть населения гетто депортируют в лагеря принудительного труда. Восстание в Варшавском гетто было самым масштабным и важным еврейским восстанием, а также первым городским восстанием в оккупированной немцами Европе.

Гетто в Польше - возникло в силу тех же условий, как и во всей средневековой Европе. С одной стороны, евреи сами стремились к концентрации, с другой стороны, разные внешние силы усиленно добивались, чтобы евреи были отрезаны от всякого общения с христианами. В этом отношении роль играли постановления церковных соборов (на известном Бреславльском соборе 1267 г. участвовало много представителей польского духовенства). К тому же в Средние века каждая общественная или религиозная группа сосредоточивалась вокруг своих учреждений (молитвенного дома, цехового дома и дома совещаний). Так группировались цехи, нации и религиозные общины. В польских городах встречаются улицы портных, сапожников и т. д., русские, татарские и армянские и, наконец, улицы еврейские. Синагога и кладбище - вот центр гетто, а часто лишь одна синагога, так как устройство кладбищ не везде разрешалось (§ 13 статута Болеслава установил, что нельзя взимать пошлины за перевозку евр. покойников, что указывает на существование в Калише одного центрального кладбища для евреев всей страны). Евр. квартал обыкновенно состоял из одной улицы, от чего происходило название «platea Judaeorum», в обиходной речи «die Gass»; co временем в одной улице становилось тесно, и евреи всякими способами старались расширить место своего жительства; когда евр. квартал обнимал несколько улиц, он назывался «circulus Judaeorum», «das Fertel» (Viertel, Judenviertel), а если охватывал целый город - «еврейск. городом» («miasto żydоwskie»). Уже в 1387 г. была евр. улица (ныне ulica Blacharska) во Львове; подобная же была в Кракове (до основания особого города в Казимерже), в Познани, Сандомире, Вильне и т. д. «Евр. города» существовали в Кракове (Kuzmir, Kuzmark al nehar Wisla we al nehar Wilga, как поныне пишут в разводных письмах-гетах) и Гнине при городе Гродеке или Грудеке. Многие польские города пользовались привилегиями «de non tolerandis judaeis», но тем не менее при этих городах на частных владельческих или же королевских землях возникали особые евр. селения, местечки и даже целые евр. города. Так, евреи поселились «na Fanie» под Самбором, «nа Вlichu» под Дрогобычем, в Вишнице поблизости Бохнии (все эти города принадлежат к Галиции) и в Фордоне около Бромберга. Бывало также, что ввиду ограниченного числа евр. улиц в больших городах часть или даже все евреи вынуждались селиться за городом, на частных или старостинских землях. Таким образом во Львове образовалось второе гетто, в так назыв. «Краковском предместье», в Люблине селение «na Podzamczu», в Познани - в соседнем Шверзенце; в Данциге, где евреям вовсе запрещалось жить, они поселились в деревнях, принадлежавших помещикам. В Варшаве долгое время существовала «летучая» община; евреи могли здесь пребывать лишь во время сеймов; только в последние годы Речи Посполитой существовали - и тο временно - два евр. местечка, «Nowa Jerozоlima» и «Nowy Potok» (см. Варшава). - Одним из интереснейших гетто в Польше был евр. город в «Казимерже» под Краковом, основанный Казимиром Великим. Более старая община существовала в самом Кракове. В 1494 г. евреев вытеснили оттуда в Казимерж, но не дали достаточно места. Поселенные в юго-западной части Казимержа евреи были отрезаны от остального города стеной и воротами. Стена была воздвигнута в 1627 г. каноником Мартином Клечинским с целью «устранить причины тревоги, возникающей при виде евреев по инициативе менее благоразумных, к великой опасности не только евреев, но и самих христиан». Ворота (деревянные) существовали до 20-х годов 19 века, хотя они уже тогда не были нужны, потому что христиане почти совершенно удалились к тому времени из Казимержа и евреи заняли этот «еврейск. город». Вплоть до 1867 года евреям было запрещено селиться вне его пределов в Кракове. В Познани город, между прочим, должен был уступить евреям для прогулок часть поля, граничащего с гетто. Ворота, которые вели в поле, на ночь закрывались (одновременно с другими городск. воротами); ключ хранился в канцелярии городского головы. Ввиду крайней тесноты гетто евреи на основании договора с помещиком Сигизмундом Грудзинским (1621) поселились в местечке Шверзенце, находившемся в расстоянии 14 километров от Познани. В Познани же гетто просуществовало до пожара 1803 года. Во Львове сперва имелась (кроме упомянутого Краковского предместья) одна евр. улица, потом две, отделенные воротами от города. В этом гетто жили сначала также русины, а с 1600 г. исключительно евреи. Ввиду тесноты евреи постепенно заняли соседние улицы, что вызвало долголетний процесс (от 1650 г. до конца Речи Посполитой) между евреями и городом: то евреи устраивали свои лавки на рынке, то погром загонял их в гетто. Австрийское правительство втиснуло туда евреев, поселившихся (после присоединения Галиции к Австрии) на других улицах Львова, где они и оставались до 1867 г. - Евр. улицы существовали и в Литве, как, напр., в Вильне, где, однако, евреи селились и на других улицах, а также в Гродне, где, кроме евр. улицы и евр. переулка, евреи жили в нескольких других соседних улицах. В Кременце (1563) они занимали несколько соприкасающихся улиц. Ввиду тесноты кагалы настаивали на том, чтобы вновь селившиеся не пользовались правом «хазаки». В местечке Опатове, напр., где тесную евр. улицу нельзя было расширить и куда во время шляхетских сеймиков стекалось много народа, кагал получил от «ваада», или евр. сейма (1687), разрешение удалять евреев, которые не заручились бы правом хазаки. - В городах частных владельцев евреи также селились в особых улицах, и начиная с 17 в. (на Руси, Волыни и Подолии) - в самом центре новых поселений, т. е. на рынке. Здесь господствовала воля владельца, и в связи с этим не было стен. В гетто больших польско-литовских городов ввиду их изолированности возросла административная власть кагалов. На Казимерже близ Кракова кагал превратился в магистрат (хотя вторая часть Казимержа имела христианского городского голову; последний - в 1802 г.). То же замечается во Львове, Познани и др. городах; здесь развились особые евр. должности, начиная с судебных и кончая сторожами ворот Г.; тут были свои аптекари, фельдшера, акушеры и пр. Жизнь в польских гетто похожа на жизнь в западноевропейских. - Ср.: обширные архивные материалы; «Русск. евр. арх.», III; Регесты, I-II; Balaban, Żydzi lwowscy na pszełomie 16 и 17 w., 1906; его же, Dzielnica żydowska, 1909 (описание гетто с иллюстрациями, изд. Львовского магистрата); Perles, Gesch. d. Jud. in Posen; Warschauer, D. Entstehung einer jüd. Gemeinde,. Zeitsch. f. Gesch. d. Jud. in Deutschland, IV; Ekielski, Miasto Kazimierz, 1869; Jaworski, Wladysław Jagiełło jako opiekun miasteczka, Львов., 1909; Promemoria der Krakaner Israeliten an ein hohes K. К. Ministerium des Innern (без даты, вероятно - 1848).



Статьи по теме: