Бизнес план теплицы по выращиванию овощей

В рамках сложившейся экономической ситуации выгоднее начать свое дело, чем зависеть от внешних обстоятельств. Составить бизнес-план теплицы по выращиванию овощей не составит труда, если заранее определиться с параметрами теплицы, продукцией для выращивания, рынком сбыта и суммой денежных вложений.

Этот документ дает возможность взять ссуду или добиться от государства безвозмездного вложения денег в ваше дело. Наличие детального плана экономит время, повышает продуктивность работы. Планирование бизнеса обезопасит от ошибок, которые можно совершить при организации дела.

Видео — Бизнес план теплицы

Для грамотного составления плана нужно знать его структуру, ознакомиться с особенностями выращивания овощей в теплице. Только тогда можно рассчитывать на прибыль. Выбор продукции осуществляется с учетом следующих критериев:

Важно! Определитесь, каким образом вы будете заниматься бизнесом – круглый год или только в сезон, покупать готовую рассаду или растить ее самостоятельно. Но ключевым моментом все же будет количество денег, которое вы хотите вложить в свое дело.

Перед составлением проекта четко обозначаются цели. При планировании тепличного бизнеса они могут звучать так:

В бизнес-плане обязательно должна быть прописана информация о владельце, направление деятельности и местоположение объекта.

Преимущества и недостатки ведения тепличного хозяйства

Перед планированием бизнеса желательно взвесить все за и против в сфере выращивания овощей на продажу. Это поможет сделать вывод о его рентабельности.

Таблица 1. Плюсы и минусы тепличного бизнеса.

Плюсы Минусы
Возможность собрать 2-3 урожая Жесткая конкуренция
Быстрый доход и окупаемость Продажи зависят от сезонности
Непрерывный спрос Маленький срок годности
Торговля оптом и в розницу Для выращивания овощей круглый год понадобится дополнительное оборудование
Несложная организация Для сбыта продукции в магазины понадобится специальное разрешение
Есть вариант сделать бизнес на дому Низкие цены на овощи в летнее время

Если ориентироваться на вегетарианцев и приверженцев здорового питания, спрос на продукцию гарантирован в любое время года. В зимний период интерес к овощам у этой аудитории остается неизменным, а цены на них существенно увеличиваются.

Какую продукцию выбрать?

Выращивать можно разные овощи – экзотические или традиционные для своего региона. К самым популярным вариантам среди местных культур относят:

  • свеклу, морковь, картофель;
  • огурцы, помидоры, перец;
  • капусту.

Подробнее о выращивании томатов в теплице можно прочитать в

Капуста — самый неприхотливый овощ

Эти овощи не нуждаются в особых условиях хранения и культивирования. Уход за ними не причиняет особых хлопот.

Важно! Степень экзотичности овощей напрямую влияет на их себестоимость. Если культура не характерна для данной местности, придется позаботиться о создании для нее надлежащих условий. Это потребует дополнительных затрат, а по причине малого спроса может возникнуть проблема потери товарного вида.

При выборе продукции не стоит игнорировать клиентские запросы. На ранних этапах работы лучше ориентироваться на овощи, которые пользуются спросом у потребителей в течение всего года.

Финансовая сторона вопроса

Финансовый план – это прогнозирование текущих вложений. Без них бизнес по выращиванию овощей обречен на провал. Понадобятся умения рассчитывать прибыль ожидаемую и фактическую. Все расходы делят на три категории – единоразовые, переменные и постоянного характера.

Учет вложений — обязательная составляющая бизнес-плана


На это уйдет 2-3 месяца. Общая сумма единоразовых инвестиций составит 15-18 млн. руб. Если имеется свой земельный участок, для открытия бизнеса понадобится 4-5 млн. руб.

Важно! Определитесь, сколько теплиц вы планируете построить. Если реализовывать продукцию небольшими партиями, достаточно зарегистрироваться в качестве владельца личного подсобного хозяйства. Если вы не являетесь индивидуальным предпринимателем, налоги платить не нужно.

Таблица 2. Ежемесячные траты.

Итоговая сумма – 350 тыс. руб.

К переменным издержкам относят вложения разного размера. Они носят периодичный характер. Это может быть ремонт теплиц и оборудования, приобретение топлива для доставки овощей. На основе приведенных данных рекомендуется делать расчет суммы ежемесячных затрат и за год в целом.

Одна из затрат — ремонт теплиц

Анализ конкуренции

Учет ее уровня необходим, чтобы комплексно подойти к составлению бизнес-плана. В целом конкуренция в области тепличного хозяйства невелика. Для ее анализа нужно собрать данные обо всех, кто задействован в выращивании овощей на продажу в вашем регионе.

Как анализировать бизнес конкурентов

Деятельность предпринимателей рассматривается по следующим критериям:


После проведения анализа можно сделать вывод о том, насколько прибыльным будет ваше тепличное хозяйство. Ведь с учетом конкуренции никто не гарантирует, что сотрудничество с крупными оптовыми заказчиками сохранится надолго, а выбранные для выращивания овощи будут пользоваться спросом.

Как противостоять конкуренции

После анализа конкурентной среды пора приступать к разработке своих преимуществ. Это могут быть следующие меры:

  • снижение цен на продукцию;
  • гарантия качества;
  • выпуск каталога с указанием выгодных условий и ассортимента;
  • составление списка потенциальных клиентов с последующей рассылкой им ваших коммерческих предложений;
  • лояльная система скидок.

Конкурентная борьба – процесс непрерывный, поэтому не лишним будет привлечение специалиста. Его обязанностью станет поиск клиентов, анализ деятельности конкурентов, рекламные мероприятия.

Привлечение маркетолога — гарантия вашего успеха

Какую прибыль можно получить от выращивания овощей

На уровень дохода влияет фактор сезонности. Чаще всего цены на аграрную продукцию достигают своего максимума весной и зимой. Если выращенные помидоры или огурцы продавать в этот период, их стоимость будет в пределах 80-120 руб. за 1 кг.

Если ориентироваться на теплицу площадью 1000 кв.м. при урожае в 16 тонн в месяц и цене 80 руб. за 1 кг надеяться на 100% его реализацию, ежемесячный доход будет 1,28 млн. руб.

Чтобы рассчитать чистую прибыль, нужно из этой суммы вычесть постоянные вложения – 350 тыс. руб. Получится 930 тыс. руб. Доходы в таком размере можно иметь только на протяжении полугода. В теплый сезон года стоимость продукции снижается в несколько раз. Но даже с учетом этого проект окупит себя за 9-12 месяцев, если правильно все организовать.

Вероятность риска

В процессе выращивания продукции в закрытом грунте можно оказаться в зоне риска. При ведении бизнеса могут возникать определенные обстоятельства, влекущие за собой финансовый ущерб:

Важно! Если существует возможность риска, не стоит этого бояться и прекращать попытки организовать свой бизнес. Метод проб и ошибок – тоже ценный опыт на пути к успеху.

Видео — Тепличный бизнес семьи Герца

С учетом рисков и вероятных изменений бизнес-план будет больше соответствовать действительности.

Подбор персонала

Бизнес-план должен содержать подробные сведения о персонале. Это касается должностей, количества наемных работников, их обязанностей, размера оклада. В дальнейшем в плане указывается принятый график работы, ожидаемые даты отпусков.

Чтобы обслужить теплицу среднего размера достаточно 3-4 наемных работников. В перечень их обязанностей войдет:


Заработная плата персонала может быть сдельно-премиальной или фиксированной. В первом случае она составит приблизительно 25 тыс. руб. для одного человека. Примеры фиксированной оплаты труда представлены в таблице.

Таблица 3. Примеры фиксированной оплаты труда работников.

Если предприниматель сам справляется с обязанностями управляющего и технолога, ему не придется тратить лишние средства на заработную плату и время для поиска людей на эти должности.

Особенности поиска потребителей

Налаживание каналов сбыта начинается с момента возведения теплиц или задолго до этого. Так можно избежать простоя, гарантировать стабильную прибыль на протяжении всего года. У овощей срок хранения невелик, поэтому рекомендуется найти 2-3 варианта одновременно.

Оптовые базы

Чем меньше созревшие овощи хранятся на тепличных складах, тем больше у них шансов на продажу. В противном случае цена падает, приходится заботиться о доставке продукции в места сбыта. Сдавать товар на оптовую базу – самый выгодный способ, позволяющий добиться 100% реализации овощей.

Перекупщики

Их приоритет – в наличии собственного транспорта. Вам не придется тратить время и денежные средства на доставку товара. Единственный минус – некоторые их них существенно занижают цену. Поэтому лучше иметь дело с несколькими перекупщиками, чтобы была возможность выбора.

Перерабатывающие предприятия

Регулярный упор на выпуск консервированной продукции требует непрерывных поставок нового сырья. Выгода сотрудничества с перерабатывающими предприятиями в том, что им можно поставлять большие партии по достойным ценам.

Розничные магазины

Этот вариант сложнее, но он стоит потраченных усилий на налаживание контактов с владельцами и их представителями. Здесь придется учитывать их рекомендации. Доставка при этом осуществляется за счет фермера.

Кафе и рестораны

Тут не обойтись без умения выстраивать с людьми доверительные отношения. Но ваше преимущество в том, что в ресторанные заведения можно поставлять экзотичную продукцию, стоимость которой выше, чем традиционных культур.



Статьи по теме: